Россия, Удмуртская Республика, Ижевск, улица Репина
Телефон:
+7 (341) 256-81- Показать номер
Пн-пт: 08:00—20:00; сб: 08:00—14:00 по предварительной записи: пн-сб
whatsapp telegram vk email

Что такое психологическое консультирование — этапы, виды и техники направления

image

Психологическое консультирование — это один из видов психологической помощи, оказываемой профессионалом клиентам в ситуациях различных жизненных затруднений и психологических кризисов. Метод берет начало из психотерапии, однако консультация отличается от него направленностью и интенсивностью воздействия.

Что такое психологическое консультирование?

Психотерапия возможна для людей при различных состояниях психики, в том числе и при пограничных расстройствах, и в качестве вспомогательного метода при помощи психически больным пациентам. Психологическое консультирование — это вариант для психически здоровых людей с относительно высоким уровнем самосознания и ответственности, которые готовы принимать на себя ответственность за решения, принятые на сеансе и интенсивно работать над собой.

Направления психологического консультирования могут быть различными — это может быть помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также рекомендации по личностному росту, саморазвитию и поиску жизненного пути.

Говоря простым языком, психологическое консультирование необходимо в двух вариантах ситуаций:

  • когда человек столкнулся с новыми обстоятельствами, но не знает как себя в них вести;
  • когда человек находится в привычной среде, но желает ее поменять.

Проходя через этапы психологического консультирования, человек меняет свое отношение к окружающему миру, к себе, обучается новым способам поведения.

Предмет консультирования

То, над чем совместно работают психолог и клиент во время консультации – это та точка опоры, которую используют в период личностного кризиса. Его потенциал, зона роста. Те положительные качества личности, которые необходимо развивать, от них отталкиваться и использовать в процессе избавления от негатива в жизни. Главная проблема людей, которым требуется психологическая консультация – это скрытая индивидуальность. Они боятся быть теми, кем являются на самом деле. Подавляющее большинство клиентов психолога-терапевта считают, что в их сознании нет порядка, они «неправильные», не такие, как остальные люди. Какая цель психологического консультирования? Она состоит в том, чтобы человек понял свою уникальность, свою индивидуальную и исключительную роль в обществе.

Основы психологического консультирования

В основе психологического консультирования лежит комплекс мероприятий, направленный на улучшение психического самочувствия человека, гармонизацию отношений — внутри семьи, коллектива и других групп. Клиент в процессе психологического воздействия изменяет форму своего поведения, отношение к себе и миру, получает рекомендации и поддержку от психолога.

Основными направлениями консультирования являются:

  • стимулирование личности к принятию осознанных решений;
  • обучение новым формам поведения;
  • развитие личности клиента и расширение его кругозора.

Центральным образованием консультирования является осознанное взаимодействие, где особый акцент ставится на ответственности клиента, иными словами, в консультировании подчеркивается самостоятельность клиента как личности, его способности принимать самостоятельные решения и производить работу по изменению собственной личности.

Цели психологического консультирования определяются в каждом случае индивидуально, в зависимости от того, какой из психологических школ придерживается профессионал, и с каким запросом пришел к нему клиент. Однако можно выделить основные направления, в которых работают психологи-консультанты:

  • преображение и улучшение поведенческих реакций. Изменение привычных для клиента форм поведения способствует повышению продуктивности в жизни клиента, гармонизации отношений, удовлетворенному отношению к качеству собственной жизни, даже при отсутствии изменений в материальном положении;
  • развитие навыков преодоления трудностей в ходе столкновения с повседневными трудностями и меняющимися условиями мира;
  • обучение взвешенному и результативному принятию важных для клиента решений;
  • облегчение личностного роста и самореализации;
  • улучшение межличностных отношений.

Несмотря на различие в подходах к собственно процессу консультирования, все психологические школы сходятся в единой схеме консультативного процесса. Его составляют несколько последовательных стадий, сменяющих друг друга, смысл каждой из которой вытекает из содержания предыдущей. В консультировании выделяют следующие стадии:

  1. Установление взаимного доверительного контакта. Исследование проблемной сферы клиента.
  2. Определение конкретной проблемной ситуации. При этом проблема исследуется как бы в двух плоскостях — в когнитивной и эмоциональной сфере.
  3. Поиск альтернатив. Установление возможных путей решения проблемы.
  4. Планирование. Разработка пошагового плана для каждого из вариантов решения проблемной ситуации.
  5. Последовательная реализация разработанного плана.
  6. Оценка проделанной работы. Обратная связь от клиента к консультанту. Проверка удовлетворенности достигнутым результатом.

На практике не все происходит так последовательно, как описано в этой схеме. Например, могут возникать трудности в определении проблемы, или же клиент будет отказываться идти на контакт с психологом. По ходу выполнения намеченного плана вероятны трудности с его реализацией, может понадобиться возвращение на предыдущие этапы процесса консультации. На последнем этапе клиент может остаться неудовлетворенным произошедшими изменениями, и тогда процесс придется начинать с первых стадий. Таким образом, процесс консультирования гораздо сложнее, чем описано на схеме — все зависит от проблемной ситуации клиента и его готовности к работе над собой.

Задачи

Перед психологом-консультантом стоит множество важных задач, главная из которых – направить клиента к самостоятельному разрешению собственной проблемы.

  • Первая задача специалиста – привить клиенту мысль о собственной ответственности за результат его жизненного пути. Возможности в жизни для развития и полноценного существования имеются у разных людей. А вот то, как распорядится ими человек в зависимости от собственного опыта и подсознания – это индивидуальное решение.
  • Донести до клиента важность осознанного подхода к собственной жизни, дать ему стимул для достижения целей.
  • Помочь раскрыть негативный опыт на консультации и отпустить обиды и жизненное разочарование. Они мешают развитию.
  • Найти вместе с клиентом способ решения его проблем. Наиболее благоприятный и приемлемый для него лично.
  • Развить гибкость с помощью ситуационного подхода, показать альтернативы в возможном поведении.

Основная задача психолога-консультанта – научить клиента самостоятельно справляться со сложными проблемами, что перекликается с определением цели психологического консультирования.

Виды психологического консультирования

Различают несколько видов психологического консультирования, в зависимости от проблемных ситуаций и особенностей самих обратившихся к профессионалу людей. Клиенты психолога могут различаться по возрасту, семейному положению, особенностям личности, религией и культурой — это все требует разных подходов от психолога. Выделяют следующие виды психологического консультирования:

  • по форме проведения — индивидуальное, групповое, семейное;
  • по направленности — психолого-педагогическое, деловое, мультикультурное;
  • по возрасту — консультация детей и взрослых.

Это не все возможные виды консультирования по психологии — их создают различные научные школы, а также практическое приложение требует все новых и новых вариантов психологических услуг.

Индивидуальное консультирование — это практически самый распространенный вид психологического консультирования. В его ходе клиент остается наедине с консультантом. Эта форма проведения консультаций подходит для тех людей, которые хотят решить проблему в своем собственном сознании — избавиться от страхов, личностно вырасти, стать более успешным и т. д. Распространено психологическое консультирование как метод снижения тревожности и агрессивности среди детей школьного возраста.

Групповое консультирование предполагает наличие нескольких клиентов и одного консультанта. Консультация проводится по общим проблемам, объединяющих клиентов, например, консультирование коллективов на работе по поводу сплочения, или консультация разных семейных пар.

Семейное консультирование предполагает в качестве клиентов членов одной семьи, с целью разрешить их межличностные конфликты или подготовить к важному событию, например, к рождению ребенка. Такая форма консультирования наиболее сложна с позиции организации, т. к. особенно сложно собрать для общего дела людей, разрозненных конфликтами.

Психолого-педагогическое консультирование направлено на обучение людей взаимодействию с детьми и обучающимися старшего возраста. Раскрываются вопросы оптимизации программ обучения, применения методик, воспитательных инноваций и т. д.

Деловое психологическое консультирование может быть охарактеризовано различными способами, в зависимости от той организации или сферы деятельности, в которой оно применяется. Помимо ориентации на профессиональную деятельность, цели делового психологического консультирования заключаются в сплочении сотрудников, повышении эффективности труда, консультированию руководителей относительно более эффективного управления и т. д.

Порядок консультирования

В состоянии клиента для психолога имеют значение только его чувства, действия при этом не обсуждаются. Цели и задачи психологического консультирования сводятся к стабилизации внутреннего состояния личности. Как должен вести консультацию профессиональный психотерапевт?

  1. Определить проблему клиента. С чем он обратился, что его волнует, что вызывает негативные эмоции.
  2. Выяснить атмосферу, в которой находится клиент. Насколько ситуация вокруг способствует оздоровлению или, наоборот, усугубляет проблему и будет мешать в процессе психологической помощи.
  3. Распознать особенности клиента. Его возможности для получения положительного результата, готовность менять взгляды и отношения с окружающим миром. Насколько он способен получить помощь от психологической консультации.
  4. Предоставление консультантом всех профессиональных возможностей для облегчения состояния личности. Работа профессионала с личностными особенностями клиента.

Консультирование детей у психолога

Возрастное психологическое консультирование, или психологическое консультирование детей, — это один из видов индивидуальной консультации. Оно направлено на просвещение по вопросам психического развития в различных возрастных периодах. Родителям на таких консультациях дают рекомендации относительно особенностей психического развития их ребенка, оптимального воспитания и принципов обучения. Эти консультации посвящены не только родителям, но и сотрудникам различных учреждений, непосредственно контактирующих с детьми.

Кроме того, подобные консультации могут быть направлены и на самих детей — они призваны решить вопросы трудностей в успеваемости, во взаимодействии с коллективом, учителями, родителями, сверстниками. Для подростков старшего школьного возраста проводятся консультации по профориентации — выбора будущей профессии на основе выявленных склонностей.

Этот вид психологического консультирования направлен на контроль за нормальным развитием психических функций ребенка, выявление задержек в развитии, а также коррекцию аномального развития личности. Говоря проще, необходимость возрастного психологического консультирования заключается в стремлении родителей вырастить гармоничную, успешную личность, готовую к самостоятельному принятию решений и выбору собственного жизненного пути.

Личность и ситуация психологического консультирования детей в корне отличается от аналогичного процесса, проводимого со взрослым человеком. Если подростка еще можно убедить в ответственности за принимаемые решения и добиться от него самостоятельных действий, то с маленькими детьми это принципиально невозможно. Поэтому на подобных консультациях активным субъектом выступают взрослые члены семьи, в которой воспитывается ребенок.

Воспитание и влияние, которое оказывают родители на ребенка, являются основным формирующим фактором для его мировоззрения и поведения. Поэтому пока ребенок находится внутри семьи, основная работа психолога сосредоточена на его родителях.

Перечислим основные правила, которых обязан держаться специалист во время консультации детей:

  1. Конфиденциальность. Психолог выступает для ребенка безопасной фигурой, которому можно (и необходимо) доверить ту информацию, которую нельзя рассказать родителям, учителям и друзьям. Вся информация, полученная от ребенка, должна сохраняться в тайне и использоваться исключительно в интересах самого клиента.
  2. Честность с обеих сторон. Психолог должен быть честен с клиентом, если хочет добиться от него правдивой информации.
  3. Безоценочное принятие. Психологическое консультирование предполагает, что консультант безоговорочно принимает позицию клиента, независимо от его внутреннего согласия. Клиент должен чувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть — иначе не получится установить доверительный контакт.

Основной задачей консультанта является преодоление барьера между ним и его маленьким пациентом. Дети при походе к психологу оказываются немотивированными, они не понимают, зачем им сеансы и что от них требуется — ведь поход к специалисту стимулирован их родителями.

Кроме того, у маленьких детей с психологическими проблемами часто наблюдается низкая самооценка и негативный опыт общения со взрослыми — с родителями или педагогами. Психолог, как фигура взрослого, тоже автоматически вызывает негативную реакцию, которую ему необходимо преодолеть в ходе налаживания контакта с клиентом.

Подростки, в отличие от детей младшего возраста, оказываются более прямолинейными, способными к проявлению агрессии. Они отрицают у себя наличие каких-либо проблем, эмоционально реагируют на указания в их неправоте, сопротивляются рекомендациям психолога.

Ведущие направления консультирования

В литературе по психологическому консультированию как правило приводят описания нескольких ведущих направлений:

Психоаналитическое

— сущность человека определяется его сексуальной энергией и опытом раннего детства. Структуру личности составляют три компонента: ид (оно), эго (я) и супер эго (моральные установки). Человеком правят агрессивные и сексуальные побуждения. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития.

Классическим направлением психоаналитического консультирования является фрейдистское. Чаще всего этот метод применяется в кабинете у консультанта. Самые распространенные методы: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, интерпретация очиток, описок, оговорок, забывания. Метод применяется интегративно (объединено). Метод основан на предположении о том, что бессознательное всегда ищет выход. Консультант призывает расслабиться и говорить все, что приходит в голову. Главное условие — сдерживать цензуру. Т.е. не отсеивать не важные, не относящиеся к делу на взгляд клиента мысли. Таким образом бессознательное попадает в сознание и становится доступным интерпретации консультанта.

Адлерианское —

акцентирует позитивную природу человека. Основывается на том, что человек в раннем возрасте формирует свой стиль жизни, свою судьбу. Поведение мотивируется стремлением к достижению целей и интересов в соответствии со сформированной жизненной установкой. В формировании неблагоприятного стиля жизни виноваты жизненные трудности.

Методами адлерианского консультирования являются:

* конфронтация — консультант подвергает сомнению рассуждения клиента основанные на собственной логике. Таким образом консультант добивается, чтобы клиент, исследовал свою логику и изменил ее и свое поведение;

*задавание «вопроса» — Консультант спрашивает: «Что изменилось бы, если бы Вам было хорошо?»;

*оказание поддержки — консультант сообщает клиенту что верит, что изменение возможно и тем самым оказывает поддержку;

* действие «как будто» — клиент предлагает клиенту действовать так, как будто он является тем, кем хочет быть;

* «плевок в суп клиенту» — консультант критикует некоторые манеры поведения клиента и таким образом разрушает привлекательность определенного типа поведения;

*изменение условий задачи — консультант побуждает клиента ставить перед собой краткосрочные достижимые цели и со временем переходить к долгосрочным целям.

Терапия поведения (бихевиоральная) — (

основывается на теории поведения). Согласно ей человек является продуктом среды и одновременно ее творцом. Поведение формируется в процессе обучения. Хорошему поведению обучают посредством закрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения.

Общим бихевиоральным методами являются:

· использование положительных или отрицательных подкреплений. Для того чтобы поведение развивалось или угасало все его проявления должны быть подкреплены.

Специфическим бихевиоральным методами являются:

· бихевиоральная репетиция — одобряемое поведение повторяется до тех пор, пока не начинает выполняться так, как хочет клиент;

· планирование окружения — клиент создает вокруг себя среду, которая способствует определенным проявлениям поведения, или ограничивает их;

· систематическая десенсибилизация — помогает преодолеть тревожность. Клиента просят описать ситуацию, вызывающую тревожность. Затем предлагают оценить эту ситуацию и расположить события и обстоятельства начиная с тех, которые не вызывают никакого интереса, и заканчивая теми, которые являются наиболее неприятными. Затем, чтобы помочь клиенту устранить тревожность, консультант учит его расслабляться физически и психологически. После чего опять предлагает оценить ситуацию. Основная идея метода — клиент не может одновременно испытывать тревогу и быть расслабленным;

· тренинг ассертивности (уверенности в себе) — цель — научить человека выражать свои мысли и чувства, и не испытывать при этом ненужного беспокойства.

Рационально-эмоциональная терапия (РЭТП) —

человек рождается со склонностью к рациональному мышлению и паралогичности одновременно. Все жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.

РЭТП имеет два основных метода:

· обучение — клиента учат связи мыслей с эмоциями и поведением. Эмоции и чувства рассматриваются как следствия мыслей. Клиента учат бороться с иррациональными мыслями.

· рациональная дискуссия — клиент должен доказать логичность своей реакции. Цель дискуссии — научить клиента различать рациональные и иррациональные мысли. Имажинативная дискуссия, напротив, основывается на способности клиента не к логике, а к воображению. Корректируются мысли, приходящие клиенту, когда он воображает ситуацию, которая его расстраивает.

Ориентированная на клиента терапия (К. Роджерса) —

Подчеркивается позитивная природа человека, его врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляет соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое за счет реализации потенциала собственной личности, и стремления к самопознанию, уверенности в себе.

Ориентированная на клиента терапия (клиент-центрированная терапия) использует методы, которые тяжело описать, не утратив основной идеи. Сам К. Роджерс писал, что личностный рост происходит в результате осознания своей взаимосвязи с другими людьми. Поэтому ориентировался не на методы, техники и приемы, а на условия, ведущие к личностному росту во время взаимоотношений в процессе консультирования.

· два человека находятся в психологическом контакте;

· клиент, находится в состоянии неконгруэнтности (конгруэнтность — состояние гармонии между реально переживаемым «я» и концепцией идеального «я»);

· консультант, является конгруэнтным или интегрированным в отношения;

·консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту;

· консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения клиента и пытается сообщить свое понимание клиенту;

· клиент получает хотя бы минимальное сообщение о понимании его консультантом и, безусловно, доброжелательном отношении.

Экзистенциальная терапия

— Основное внимание уделяется способности человека познать свой внутренний мир, выбирать свою судьбу и экзистенциальной тревоге, как основному мотивирующему фактору. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

В рамках экзистенциального подхода допускается свободный выбор методов работы. Методы, используемые в этом направлении всегда индивидуализированы и могут заимствоваться из любой теории и практики консультирования. Методологической основой является способность консультанта быть открытым и честным по отношению к клиенту и к новому опыту. Зачастую используется метод конфронтации, когда клиента сталкивают с необходимостью принять идею ответственности за свою жизнь.

Но необходимо помнить, что, ни одна из школ консультирования не отображает все возможные ситуации взаимодействия клиента и консультанта, поэтому зацикливаться только на их рекомендациях все, же не стоит. Поэтому любой консультативный сеанс необходимо проводить по схеме:

1. Исследование проблемы — устанавливается контакт с клиентом и достигается доверие.

2. Двумерное определение проблемы — консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента. Уточнение ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут их одинакового видения.

3. Идентификация альтернатив — выясняются и обсуждаются альтернативы решения проблемы. Необходимо найти альтернативы, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование — критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться.

5. Деятельность — предварение плана решения проблем в жизнь.

6. Оценка и обратная связь — оценивается уровень достижения цели.

Однако реальный процесс консультирования значительно обширнее и зачастую не подчиняется даже этому алгоритму.

Личность консультанта и требования предъявляемые к нему

Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку.

Консультирование — это переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов) на его языке с целью оптимизации его (их) функционирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект и результат работы консультанта.

Исходя из этого возникает вопрос — а кто такой, этот консультант, от которого во многом зависит процесс лечения, что он должен представлять собой как личность и какие к нему предъявляются требования?

Эйдемиллер сказал о психологии консультирования следующее: «Консультирование является полимодальной духовной практикой, соединивший в себе религию, медицину, вообще психотерапию в частности, педагогику, психологию, этику и политику. Политика и консультирование близки тем, что способны оказывать влияние на человека. Без этого качества не может быть эффективного политика и консультанта».

Предпринималось множества попыток установить, какой он, идеальный психолог-консультант, но однозначного ответа на этот вопрос пока не нашли. Обычно как специалистами, так и непрофессионалами употребляются бытовые понятия «открытый», «внимательный», «гибкий», «терпимый», и напротив, в нем не должно быть «авторитарности», «замкнутости», «нетерпимости».

В 1954 году в одном из своих исследований Гоббс установил, что преуспевающий консультант воспринимает других как способных решать собственные проблемы

и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не предметами.

Таким образом, можно «какова возможная модель личности эффективного консультанта?». Можно предположить, что в нем должны присутствовать следующие качества:

Аутентичность — основное качество успешного консультанта. Это способность быть самим собой как в непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Трудности людей, во многом и заключаются в неумении распределения энергии. Они много сил тратят на проигрывание возможных ролей, а не на решение конкретных проблем. Если консультант не обладает аутентичностью, он будет отстраняться от своих личных реакций и чувств, такое консультирование будет поверхностным, стерильным, а эффект от его применения, сомнительным.

Открытость собственному опыту — это не откровенность с другими людьми, а искреннее восприятие собственных чувств. Жизнь в социуме учит нас отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Например: мы говорим ребенку, не плач, ты большой; ты мужчина. И точно так же говорим взрослому — успокойся, не нервничай. Это давление заставляет вытеснять сильные негативные чувства (печаль, раздражительность, злость). Хороший консультант должен принимать любые чувства, в том числе и отрицательные. Только так можно полностью контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства со временем затрудняют эффективный контроль. Консультант может помочь клиенту, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию как своих, так и чужих эмоциональных реакций.

Развитие самопознания — глубокое самопознание дает возможность выбора в жизни, ограниченное, напротив, выбор сужает. Чем лучше консультант себя знает, тем лучше он поймет клиентов, и напротив, чем лучше он начнет понимать клиентов, тем глубже будет понимать себя. Ответ на вопрос, как помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

Сила личности и идентичности — консультант должен знать, кто он такой, кем хочет стать, и чего ждет от жизни и что для него в жизни важно. Он обращается с вопросами к жизни, отвечает на вопросы, которые задает ему жизнь и постоянно пересматривает свои ценности.

Толерантность к неопределенности — Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является «прощание» человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на «незнакомую территорию», консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. По сути, консультирование представляет собой такую неопределенность. Ведь неизвестно кто к тебе обратится и какая у него будет проблема. Необходимо быть уверенным в адекватности своих чувств и правильности интуиции, и тогда процесс оказания помощи существенно облегчится.

Принятие личной ответственности — Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние.

Глубина отношений с другими людьми — Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и ярлыков.

Постановка реалистичных целей — Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот — опустить ниже планку притязаний. Эффективный консультант должен понимать ограничение своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ. Ни один консультант не в состоянии решить проблемы всех клиентов. Консультант должен отказаться от нереального желания стать идеальным и реально оценивать свои возможности.

Эмпатия — умение видеть мир глазами другого человека и переживать его таким, каким переживает этот человек. Это одна из важнейших черт хорошего консультанта.

Вслушивание — процесс взаимный. Метод позволяет раскрыть не только содержание проблемы, но и ее структуру.

Наблюдение — консультант должен уметь видеть людей, их страхи, напряженность, переживания. Эта способность позволяет улавливать малейшие проявления характера. Однако, оценку личности клиента можно производить только после того, как будут собраны все доступные факты.

Система ценностей консультанта

Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывая их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако это не значит, что консультант должен навязывать свои ценности клиентам. Консультант должен знать какое влияние его ценности оказывают на ход консультирования и не мешают ли они выявлению истинных ценностей клиента.

И в конце надо отметить, что консультант должен быть зрелым, самодостаточным человеком с развитыми моральными качествами. Ведь консультант — не несет ответственности за конечные результаты своей работы с клиентом. Воспользоваться рекомендациями или нет клиент решает сам. В других видах психологической помощи психолог за результаты своей работы отвечает, т.к. непосредственно занимается коррекцией психики и поведения клиента и реализует свои выводы на практике. Психолог-консультант за результаты и качество помощи отвечает только перед своей совестью. Однако даже у психологов-консультантов существует ряд правил, которые они не имеют права нарушать. Это:

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту — во время приема клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно. Консультант должен оказывать психологическую поддержку, не осуждать, а постараться понять клиента.

Ориентация на нормы и ценности клиента — во время работы, психолог должен ориентироваться не на общепринятые нормы и правила, а на те, носителем которых является клиент.

Запрет давать советы — дать гарантированный совет другому невозможно.

Жизнь каждого человека уникальна, и не может быть охвачена каким бы ни было большим опытом консультанта. К тому же давая совет, консультант берет на себя полную ответственность за дальнейшее развитие событий и ограничивает развитие личности клиента.

Анонимность — любая информация сообщенная клиентом психологу не может быть передана никому без его на то согласия. Исключением являются случаи, оговоренные в законодательстве многих стран мира, когда консультант узнает о непосредственной опасности чьей-либо жизни. Но об этих исключениях клиент предупреждается заранее.

Разграничение личных и профессиональных отношений — установление личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

Включенность клиента в процесс консультирования — для получения большей пользы от консультации, клиент должен чувствовать себя максимально включенным в беседу. Для этого психолог должен следить, чтобы развитие разговора было логичным и понятным и чтобы клиенту было интересно слушать то, что рассказывает консультант.

Техники психологического консультирования

Техники психологического консультирования неразрывно связаны с его этапами. Рассмотрим этапы консультирования в психологии и применяемые во время каждого из них техники.

Первый из этапов психологического консультирования — встреча клиента и психолога. Во время первого сеанса используются следующие техники:

  1. Приветствие. Во время приветствия консультант пользуется стандартными фразами, означающими его расположение и открытость: «Рад вас видеть», «Приятно познакомиться» и т. д.
  2. Проведение клиента на место. Консультант ведет посетителя, указывая ему путь и приглашая в кабинет впереди себя.
  3. Установление положительного настроя. В психологическом консультировании для этого используются как активные, так и пассивные методы. К пассивным методам относится приятный внешний вид консультанта, кабинета, доброжелательное выражение лица, соблюдение этикета и зоны общения. Активные методы означают непосредственное подбадривание или иное позитивное воздействие на клиента при помощи слов или действий.
  4. Освобождение от психологических барьеров. Для клиента вполне естественным является ощущать волнение перед первым посещением психолога, и сквозь это волнение не всегда могут пройти истинные мысли и чувства клиента. Чтобы снять психологические барьеры, может понадобиться не один сеанс. Однако облегчить этот процесс можно при помощи свободной беседы, располагающей музыки и других приемов.

Второй этап посвящен сбору информации о клиенте и его проблеме. Он включает в себя следующие методы психологического консультирования:

  1. Диагностика личности клиента складывается из совокупности наблюдения, беседы и интервью. Наблюдение происходит в пассивном режиме на протяжении всего сеанса общения. Консультант отмечает особенности поведения, жестикуляции, разговора клиента. Беседа течет в свободном режиме и позволяет настроить клиента на «говорение», на свободное высказывание своих мыслей. Интервью отличается от беседы тем, что консультант практически не занимает в нем активной позиции, а только лишь задает вопросы. Кроме того, в отличие от свободно текущей беседы, вопросы в интервью составлены целенаправленно и должны подводить разговор к определенной мысли.
  2. Прояснение сути проблемы производится при помощи двух техник — диалога и активного слушания. Во время диалога консультант активно подводит клиента к раскрытию его глубинных переживаний. Если же клиент уже морально готов и сам рассказывает о том, что его беспокоит — применяется техника активного слушания. В ее ходе психолог, не перебивая, слушает клиента, показывая ему, что он включен в разговор, кивая, перефразируя и задавая уточняющие вопросы.

Третий этап — составление стратегии преодоления трудностей клиента. Его можно условно разделить на три ступени, каждая из которых подразумевает применение особых техник:

  • Определение возможных выходов из проблемной ситуации. С этой целью используются такие техники, как совет, информирование, убеждение и разъяснение. Следует о следует понимать условно — клиент не должен принимать данную психологом рекомендацию на веру. Она должна подробно обсуждаться в ходе совместной дискуссии, в результате чего клиент должен выдвинуть свой вариант решения ситуации.
  • Координирование плана действий. На этом этапе клиенту предстоит совместно с психологом разработать план реализации того варианта, который был подобран на предыдущем этапе. Для этого используются техники поиска множественных решений, конкретизация ожиданий, стимулирующие вопросы и установление последовательности решений.

Таким образом, в ходе разрешения психологических трудностей клиента используются различные техники. Не существует универсальной схемы, которая поможет справиться с проблемой любому клиенту — мастерство консультанта заключается во владении широким спектром психологических инструментов и виртуозном подборе необходимой техники в каждой конкретной ситуации.

Когнитивная психотерапия: как ваше мышление влияет на вашу жизнь

Когнитивная психотерапия базируется на идее того, что все психологические проблемы возникают у человека в следствие неверного мышления. Одним из основателей данного направления является Джордж Армитаж Миллер.

Данное направление будет полезно, если Вы хотите исследовать свои убеждения, их истоки, проявления, их влияния на вашу жизнь и взаимоотношения с другими людьми. В данном случае не идет речи о том, что есть «правильное» и «неправильное» мышление, а акцент делается на том, как мышление данного человека определяет его восприятие и оказывает влияние на его поведение и жизнь.

Условия результативности консультаций у психолога

Психологическое консультирование оказывается успешным только в том случае, когда сочетаются несколько факторов:

  • Клиент мотивирован на позитивные изменения в жизни и работу над сознанием и поведением. Консультацию проводит психолог, но результаты зависят от того, хочет ли сам человек повлиять на свою жизнь, т. к. на консультациях специалист только помогает прийти к выводам, но не делает работу за клиента.
  • Процесс и стадии психологического консультирования подобраны индивидуально, с учетом особенностей личности обратившегося человека и его проблемной ситуации. Невозможно консультировать всех по одной и той же схеме. Профессионал всегда проявляет гибкость в подборе тех или иных техник и их вариантов, чтобы донести до человека сущность его внутренних проблем.
  • Клиент посещает все необходимые сессии, назначенные консультантом. Помимо того, что во время психологического консультирования человек приходит к выводу о необходимости изменений, нужно, чтобы он научился вести себя определенным образом и закрепил достигнутый результат. Многие клиенты бросают визиты к психологу, и в результате не могут разрешить ситуацию, т. к. после одних изменений происходят другие, к которым человек так же оказывается не готов. В результате проблема возвращается снова, не найдя адекватного решения.
  • Во время консультаций между клиентом и профессионалом устанавливаются обоюдные доверительные отношения. Это важно, т. к. иначе консультант не сможет ни получить достоверную информацию, ни оказать воздействия на человека, нужного для продуктивной работы.
  • Консультант не ориентирован на временный эффект. Даже если совместно с клиентом разработана стратегия решения определенной ситуации, человек, выйдя из проблемы, в любой момент может столкнуться с новой проблемой. Поэтому важно, чтобы профессионал не направлял все свое внимание на временное облегчение ситуации, а работал над глубинной причиной сложившейся ситуации — отсутствием необходимых форм поведения или наличием внутреннего неразрешенного конфликта.

Таким образом, результативность психологического консультирования зависит не только от личности и профессионализма консультанта, но и (в большей степени) от работы, которую человек совершает над собой. Если вы ищете профессионала, то рекомендуем обратиться к психологу Батурину Никите Валерьевичу, который на протяжении многих лет помогает избавляться от различных тревожных расстройств.

Техники консультирования по психологии

В консультировании по психологии применяются определенные техники, которые неразрывно связаны с основными этапами. От строгого выполнения всех предписаний зависят результаты, хотя у каждого врача со временем разрабатывается индивидуальная схема психического воздействия на клиента.

На первом этапе происходит знакомство врача и пациента. Начальная техника психологического консультирования кратко:

  1. Врач здоровается с клиентом, используются привычные фразы «Здравствуйте» или «Рад вас видеть».
  2. Психолог провожает клиента к наиболее удобному месту в кабинете — комфортной кушетке или креслу (предварительно выясняется, где пациенту будет удобно, не рекомендуется навязывать свое мнение, лучше предварительно это выяснить).
  3. Устанавливается контакт. Врач активно подбадривает клиента, в ход идут слова и действия.
  4. Происходят попытки убрать барьер. Обычно первая консультация вызывает волнение у пациента, что становится помехой для контакта. Врач использует для успокоения клиента приятную тихую музыку, вступает в свободную, ни к чему не обязывающую беседу.

Следующий этап психологического консультирования более сложный. Врач пытается определить степень поражения психики, настроить контакт с пациентом, выяснить основную проблему. События развиваются в следующем порядке:

  1. В продолжение беседы врач в пассивной форме наблюдает за состоянием клиента. Отмечается жестикуляция, линия поведения, эмоциональный фон. Консультация происходит в свободном, ни к чему не обязывающем режиме, врач не пытается навязывать свое мнение. Психолог практически не вступает в активный контакт, только задавая легкие общие вопросы, имеющие цель выяснить общее состояние больного.
  2. Для раскрытия проблемы используется две основные техники — выслушивание и диалог. Задавая вопросы, врач пытается натолкнуть пациента на открытость, раскрытие душевного состояния, переживаний. Если это удается, специалист переходит к следующему этапу консультирования — активно слушает. Здесь применяются только наталкивающие вопросы, позволяющие точно определить проблему.

Следующий, завершающий этап психологии консультирования — разработка стратегии, позволяющей устранить проблему с психикой клиента. Применяются особые техники:

  1. Врач определяет основные виды развития событий, позволяющие устранить нарушение психического состояния. Применяется несколько видов психического воздействия — советы, разъяснения, простое информирование. Понятие «совет» в этом случае скорее условное — врач не пытается навязывать определенное мнение, пусть даже правильное, а подталкивает клиента к рекомендациям. Развивается дискуссия, позволяющая пациенту самостоятельно принять решение, высказать мысли. Ситуация и личность психологического консультирования — основные составляющие, на которых базируется помощь врача.
  2. Следующий этап позволяет наметить этапы решения проблемы, координировать план последующих действий. Разрабатывается схема совместно с клиентом. Врач предлагает несколько решений, конкретизирует ожидания, намечает вопросы, выступающие стимулом для дальнейших действий. На этом этапе устанавливается последовательность устранения проблемы.

Как показывает практика, универсальной схемы решения психологических проблем не существует. Зависит все от состояния пациента, его готовности вступать в контакт с врачом, желания устранить нарушение психики.

Немаловажное значение имеет опыт и навыки психолога — только от правильно намеченного плана действий зависит, получится ли эффективно устранить проблему. Рекомендуется внимательно следить за профессионализмом выбранного врача — если первые консультации завершаются отсутствием результатов, лучше отказаться от визитов и отправиться к другому консультанту

Иногда требуется несколько пробных психологических консультирований, чтобы подобрать идеального врача, который поможет справиться с неприятной проблемой, улучшить состояние психики.

Психологическое консультирование в некоторых случаях является единственным вариантом устранения проблем с психикой, но не следует рассчитывать только на помощь врача. Многое зависит от желания самого пациента работать над собой, если готовность вступить в борьбу с проблемой отсутствует, результаты не сможет улучшить даже профессионал с многолетним опытом и стажем. Перед визитом к врачу рекомендуется разобраться в себе, определить все проблемы, над которыми нужно работать, настроиться на положительный эффект — это позволит уже с первых консультаций ощущать значительное улучшение психического состояния.

Психология для детей

Визит к психологу с ребенком — нередкое явление для родителей, тщательно следящих за развитием психики своего чада. В зависимости от возраста, психическое состояние претерпевает изменения, которые требуют в некоторых случаях контроля врача. На консультации родители получат подробный план обучения и индивидуального воспитания ребенка, советы по развитию. Консультации рекомендуются родственникам, работникам государственных или частных учреждений, которым приходится регулярно вступать в контакт с детьми.

Психологическое консультирование также направлено на изменения самого ребенка. Врач помогает найти контакт с родственниками, одноклассниками, друзьями, педагогами

Одновременно консультация позволит решить сложности с успеваемостью в школе, даже определить будущую профессию (на специальность обращается внимание при консультировании подростков)

В психологическом консультировании также контролируется нормальное психическое состояние детей, определение нарушений некоторых функций, корректируется развитие личности. Необходимость посещения психолога заключается в желании родителей воспитать и вырастить из ребенка личность, которая будет полностью соответствовать требованиям общественности в моральном плане. Консультации позволяют сформировать индивидуальность, подготовить к взрослой жизни, самостоятельному принятию важных решений, определению верного пути, выбору профессии.

Также используется психологическое консультирование, как метод снижения нагрузки на психику, что часто случается в школьном возрасте. Врач дает рекомендации, позволяющие легко решить уроки в школу, подготовиться к внеурочным занятиям, выступлениям.

В психологическом консультировании ребенка врач обычно придерживается следующих правил:

  • все консультации конфиденциальны — ребенок должен уяснить, что психологу доверяются сокровенные тайны и секреты, врач сохранит информацию, которая будет использована только во благо маленького клиента;
  • запрещено обманывать маленького клиента — добиться честной информации, легкого диалога получится только честным путем, без фальши, лжи, неправдивых обещаний или заверений;
  • принимать позицию ребенка, независимо от его убеждений, доверительный контакт получится установить только безоговорочным согласием с любой информацией.

Консультирование начнет приносить пользу только после устранения барьера недопонимания — ребенок на первых порах не понимает, зачем ему разговоры с врачом. У детей также часто случаются проблемы при контактах со взрослыми — родителями или педагогами, нет доверия или есть негативный опыт общения. На первых консультациях психолог будет вызывать подобную реакцию, негатив придется преодолевать на сеансах, пытаясь наладить тесный контакт с маленьким клиентом.

Более сложным является психологическое консультирование для подростков. В этом возрасте дети способны проявить агрессию, прямолинейно высказать свою точку зрения или мнение. Подростки также склонны отрицать проблемы с психикой, негативно реагировать на определение отрицательных качеств или указание неправоты. В таких случаях психологу придется приложить максимум усилий, чтобы ребенок прислушался к основным рекомендациям.

Ссылка на основную публикацию
Похожее