ДМИТРИЙ СУСЛИН – учитель и писатель
Предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Выделяют пять основных видов предпринимательской деятельности: – производственная – коммерческая – финансовая – страховая – посредническая Производственное предпринимательство подразумевает деятельность, направленную на производство продукции, товаров, работ, оказание услуг, создание определенных интеллектуальных ценностей. Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Финансовое предпринимательство представляет собой особый вид предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги, иностранная валюта, ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые в кредит. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель-страховщик за определённую плату гарантирует страхователю компенсацию ущерба имуществу, причинения вреда здоровью и даже потери жизни в результате непредвиденного (страхового) случая. Посредническое предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель способствует нахождению продавцом покупателя, и наоборот, и заключению между ними сделки купли-продажи. Черты предпринимательской деятельности: — предприниматель всегда выступает как независимый, самостоятельно хозяйствующий субъект; — предприниматель несёт материальную ответственность за своё дело; — предпринимательской деятельности присущ риск, т. е. вероятность возникновения убытков, недополучения предпринимателем дохода или даже его разорение; — целью предпринимательской деятельности всегда является получение прибыли. Различают предпринимательство индивидуальное и коллективное. Индивидуальное предпринимательство — это любая созидательная деятельность одного человека (и его семьи). Коллективное предпринимательство — это любая созидательная деятельность коллектива людей. Основные принципы предпринимательской деятельности: -свобода предпринимательской деятельности; -инициативная и самостоятельная деятельность; -получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности; -юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности; -соблюдение законности в предпринимательской деятельности; -свободная конкуренция и ограничение монополистической деятельности. Функции предпринимательства: -ресурсная (для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы: естественные, инвестиционные, трудовые. Предприниматель способствует их соединению в единое целое, повышая таким образом эффективность экономики. -организационная (предприниматель использует свои способности, обеспечивая такое соединение факторов производства, которое призвано способствовать достижению поставленной цели — получению высокого дохода. -творческая (новаторство в предпринимательской деятельности. Значение этой функции резко возросло в связи с последними достижениями НТП и расширением рынка научно-технических разработок. Появилось особое направление предпринимательства — венчурное (рисковое) предпринимательство, сущностью которого является внедрение в производство новых образцов техники и новейших технологий). Субъекты предпринимательства ( юридические и физические лица): частные лица (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства); различные ассоциации (объединения, акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы), государство. Объекты предпринимательства: -производственная деятельность (пошив одежды, хлебопекарня, завод и т.д.); -оказание услуг (ремонт бытовой техники, парикмахерские услуги, врачебные услуги и т.д.); -коммерческое посредничество (т.е. заключение по чьему-то поручению коммерческих сделок); -торгово-посредническая деятельность (организация закупки и продажи какого-либо товара); -операции с ценными бумагами (продажа и покупка акций предприятий и др.).
Основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России
Основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России
1.1. Понятие личности. Ее свойства и характеристики
Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования. В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу разработки новых технологий воспитания, способных инициировать процесс саморазвития, самоорганизации и самореализации личности.
В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре философского, психологического, социологического знания; ею занимается этика, педагогика, и другие науки. В этих науках существуют различные подходы к определению личности.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности1.
Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, или общности. И.С. Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты2.
В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире3.
Д.А. Белухин дает следующее определение: личность есть устойчивая система индивидуальных социально-значимых черт человека. Он считает, что ключевым словом в определении является социальная значимость черт человека. Это подразумевает практически постоянное включение человека в сообщества ему подобных, где люди не являются свободными друг от друга. Человек влияет на других людей, и они влияют на него. Каждый человек напрямую зависим от общества, в котором он живет. Таким образом, социально-значимые черты — это черты, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем4.
Л.И. Божович считала, что человек, являющийся личностью способен управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. У такого человека все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают определенную структуру. Центром этой структуры является мотивационная сфера, в которой имеется иерархия в одном определенном смысле, а именно, если человек способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, значит субъект способен к опосредованному поведению. Ведущие мотивы — социально-значимые, то есть они социальны по своему происхождению и смыслу. Они заданы обществом, воспитаны в человеке. Совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности в целом, можно назвать направленностью личности, которая характеризуется, в конечном счете, мировоззрением человека5.
Определяя личность, С.Л. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяют те, которые обуславливают общественно значимое поведение человека. Основное место, поэтому, в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть, те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности»6
А.В. Петровский пишет, что, появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Индивид, личность, индивидуальность. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность7
Личность — это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других — эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом8.
К социально-значимым качествам, по мнению С.Л. Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач (направленность), которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности.
В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (И.О. Гапонов, Т.А. Бурцева, Н.Б. Русских и др.).
Социально-значимые качества формируются и развиваются, таким образом, в обществе и обусловлены этим обществом.
Таким образом, можно сделать вывод, что человеческой личности посвящено множество научных теорий, и с каждым днем она привлекает к себе все больше новых специалистов и исследователей. В социологии важнейшей проблемой является вопрос о месте и роли человека в обществе, в возникновении, воспроизводстве и изменении его как личности, т. е. как субъекта социального действия. Несомненно, образование в школах, должно давать ребенку развиваться как личности, выдвигать свои теории и идеи, а роль преподавателя направлять и подсказывать как необходимо поступать или какое решение принять. Итак, все вышесказанное позволяет заключить, что среди людей столько неповторимых существ, столько «личностей», сколько неповторимых внешних обликов. Слово «личность» несет в себе как бы следующий тезис: индивидуальность человека, его неповторимость связана с его индивидуальным внешним ликом, обликом9.
Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Эти отношения выражаются, прежде всего, в том, в какие общности, в силу каких объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид. В конечном счете, его личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от его принадлежности к определенному классу, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье, от образования в школе (и средней, и высшей) определенного типа; членства в общественных и политических организациях.
Необходимо ответить, что не последнюю роль, а может быть одну из первых в формировании и становлении человека как личности играет школа.
Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования.
Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998
Кон И. С. Личность
Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев.
Д.А. Белухин Педагогическая этика: желаемое и действительное. / Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. 2008
https://psylib.ukrweb.net/books/rubin01/txt39.htm С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии»
Петровский А.В. Общая психология 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политическая литература
Ключевский, В. О. История сословий в России.