Россия, Удмуртская Республика, Ижевск, улица Репина
Телефон:
+7 (341) 256-81- Показать номер
Пн-пт: 08:00—20:00; сб: 08:00—14:00 по предварительной записи: пн-сб
whatsapp telegram vk email

Гуманистическая психология кратко и понятно. Представители

image

Сфера психологии включает в себя дисциплины с разным подходом, появлявшиеся на протяжении столетий развития науки. Одной из них является гуманистическое направление, возникшее на заре 60-х годов в США как альтернатива психоанализу и бихевиоризму, занимавшим в то время доминирующие позиции. Краткое и понятное объяснение гуманистического подхода заключается в работе с эмоциональными, творческими и моральными аспектами человека.

Индивид при этом рассматривается как наделённая свободой воли сложная и уникальная система с вариативным поведением. Это противоречит взглядам приверженцев бихевиоризма и психоанализа, обобщающих толкование человеческого поведения импульсами бессознательного и приравнивающими рефлексами людей к животным.

Что такое гуманистическая психология простыми словами

Гуманистическая психология, кратко и понятно характеризующаяся как ориентированная на особенности и стремления человеческой личности, описывает её как неповторимую структуру, чьим исключительным свойством является самоактуализация. Согласно данной дисциплине, человек самостоятельно созидает себя на протяжении всего своего бытия, из-за чего не может считаться завершённым ни в какой определённый момент времени.

Эта отрасль психологии также зовётся 3-й силой по отношению к психоанализу и бихевиоризму.

image Она работает с возвышенными проявлениями личности, в число которых входят:

  • автономия;
  • свобода;
  • реализация себя;
  • моральные принципы;
  • творчество;
  • личностный рост;
  • любовь;
  • ответственность;
  • смысл жизни;
  • здравое мышление;
  • общение.

Зарождение новых тенденций

Наиболее ярко это выражал Э. Фромм. Он интересен прежде всего тем, что пришёл к таким воззрениям совершенно с неожиданной стороны, а именно через психоанализ. Будучи одним из последователей Фрейда, Фромм не считал наработки того законченными. Напротив, он заявил, что отец-основатель психоанализа слишком большое внимание уделил индивидууму и почти не рассматривал его социальные связи.

Фромм первым выделил у человека наличие высших экзистенциальных потребностей. Их реализация даёт ему счастье, а без реализации они превращаются в нечто противоположное. К примеру, потребность о ком-то заботиться с лёгкостью сублимируется в эгоизм и даже эгоцентризм.

Список всех высших потребностей человека выглядит следующим образом:

  • построение положительной связи с другими людьми;
  • создание чего-то, что даст почувствовать собственную значимость;
  • построение своего дома и системы безопасности;
  • выражение своей уникальности;
  • найти систему взглядов, которая позволит понять мир, других людей и себя;
  • потребность в служении высшим идеалам.

Не трудно догадаться, что в неудовлетворённом виде эти потребности меняют свой потенциал на противоположный и у человека случается:

  • эгоизм;
  • преступные наклонности и тяга к разрушению;
  • наплевательское отношение к жизни;
  • самообезличивание и ненависть к себе, страх;
  • тотальный скептицизм;
  • безверие.

По Фромму причина неудовлетворения потребностей находится в социуме. Но степень и особенности того, как реализации мешают социальные связи порождает определённый тип социального характера. Другими словами, личность представляет собой сформированную социумом структуру. Он считал, что изначальное состояние человека это своеобразный уклад психики вне личности. В общем-то с этим трудно спорить. Так, до определённого возраста ребёнок не говорит о себе при помощи местоимения «я». Он произносит «Петя идёт гулять». Когда-то наступает момент, когда он скажет «Я хочу гулять». Характерно, что слово «хочу» появляется в лексиконе вместе со словом «я».

Мы говорим о взрослых людях и подразумеваем, что желания у них уже есть. Даже не вдаваясь в подробности о том, хорошо это или плохо. Только общество всё построит так, чтобы человек делал не то, что он хочет, а то что нужно. В результате образуется система противоречий, которая травмирует психику. Выход даёт самообман, который называется рационализация. Человек внушает себе, что он играет по чужим правилам, потому что это выгодно ему самому.

Такая ситуация была бы безвыходной, но выход-то Фромм находит. Это чувство любви. Полезность или бесполезность этого утверждения для людей в современном мире каждый может проверить на собственном опыте. Только неплохо было бы вспомнить о том, как объясняются в любви молодые люди в наше время. Лишь самые смелые в состоянии произнести «я тебя люблю!», обычно говорят «ты мне нравишься». И это далеко не случайно. По Фромму это тоже продукт, который создан воспитанием или социальными детерминантами. Утрата способности любить приводит к плачевным последствиям не только в философском, но и в медицинском смысле, потому что внутренний мир не имеет пустых мест. Вместо любви возникает садизм, мазохизм, эгоизм, которые и становятся причинами неврозов.

Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему. Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм

В естественном состоянии человек получает любовь так же, как и любую другую энергию. Любовь матери даёт ему покой и защищённость, любовь отца уверенность в себе, любовь братьев и сестёр позволяет не чувствовать себя одиноким, любовь женщины позволяет ему реализовать свой отцовский потенциал и он отдаёт им всем столько же энергии. Её нельзя запирать, всё должно находиться в состоянии энергообмена. Высшая форма любви — любовь к Богу, позволяет ему видеть истину в простых вещах. Совокупность всего этого и является строительным материалом счастья. Или, являлась бы, если бы умели любить.

Что изучает гуманистическая психология

Это научное направление, одним из подвидов которого является популярная позитивная психология, определяет людей как активных независимых субъектов. Согласно данному учению, они отличаются друг от друга благодаря уникальным наборам качеств, которые, обеспечивая человеческую индивидуальность, целостность и свободу выбора, не препятствуют существованию социума.

Гуманистическая психология имеет специфический процесс исследования, одним из главных отличий которого является индивидуальный подход. Его можно кратко описать как научную работу, в ходе которой внимание уделяется аспектам человека, обеспечивающим его уникальность. Для поверхностного понимания терапии достаточно уяснить, что одной из её главных задач является преодоление возможного отчуждения из-за расхождений этих аспектов и норм общества.

Сторонники гуманистического направления описывают человека как индивида, делающего выбор самостоятельно, в соответствии с его личными принципами и оценкой ситуации, а не в результате получения внешних импульсов.

Гуманистическая психология

Основными предметами исследований являются:

  • стадии деградация личности;
  • психические здоровье и гармония;
  • нужда в чувстве защищённости;
  • главные физические и социальные нужды;
  • этапы развития и успеха;
  • чувство собственного достоинства;
  • наделение жизни смыслом;
  • воплощение себя.

Уровни реализации гуманистического воспитания

Практическая реализация концепции гуманистического воспитания осуществляется на трех основных уровнях:

  1. Макроуровень – масштабные мероприятия, организуемые на государственном уровне, определяющие направления политики в сфере образования и воспитания, права и свободы граждан, их поддержание и защиту, направления социальной политики в отношении самых слабых и незащищенных слоев населения – детей.
  2. Мезоуровень – мероприятия промежуточного характера, которые осуществляются различными министерствами, ведомствами и социальными институтами. Их деятельность связана с разработкой программ, включающих мероприятия по улучшению качества и условий жизни населения.
  3. Микроуровень – мероприятия, малого объема и охвата, производящиеся отдельными учреждениями воспитания и образования. Они организуют воспитательную деятельность на основе составления программ, включающих гуманистические концепции развития.

Основные положения и задачи науки

Главные тезисы этого направления заботы о ментальном здоровье были составлены в 1963 г. доктором философии и психотерапевтом Джеймсом Бьюдженталем, на то время занимавшим пост первого президента АГП – Ассоциации гуманистической психологии (в оригинале AHP — Association for Humanistic Psychology).

Сформулированные им постулаты и отдельные высказывания его коллег по сей день сохраняют актуальность и являются ключевыми для данной отрасли психологии:

  • Нельзя описывать человека, исследовав лишь его частные функции. Индивида нужно изучать полностью, поскольку он, будучи существом целостным, превышает совокупность компонентов своей личности.
  • Жизнь человека это неделимое течение его бытия и становления.
  • Люди являются творческими и активными созданиями, которые могут формировать намерение, мыслить и действовать в соответствии с ним. Для них важно быть значимыми, представлять пользу, авторитет, и творчески проявлять себя.
  • Существование человека обусловлено уникальной человеческой средой.
  • Индивиды по умолчанию открыты миру. Их ощущение мира и самих себя в нём является основной психологической реальностью.
  • Люди могут нести ответственность и наделены свободой выбора.
  • Собственные моральные принципы и смысл, определяющие выбор человека, в некоторой степени освобождают от детерминации извне.
  • Статистические данные не являются непреложной истиной. Из-за уникальности каждого человека пользу для исследований имеют и отдельные прецеденты.
  • Осознание себя относительно других индивидов является частью сознания человека.
  • Личность имеет потребность бесконечно реализовывать себя и развиваться, потенциал к этому заложен в человеческой природе.
  • Наблюдение за животными не может использоваться в изучении человека.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отвергая психоаналитическую трактовку потребностей и мотивов, он формулирует позицию, согласно которой социальность заложена в самой природе человека и проявляется как биологически обусловленная характеристика индивида. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости обусловлены не природой, а нечеловеческими условиями воспитания и жизни индивида, некоторыми традициями в обществе.

Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им как тенденция, нарушающая душевное равновесие индивида. Именно это нарушение гомеостаза приводит к личностному росту, развитию и самоактуализации, то есть желанию, которое Маслоу определяет как стремление человека быть тем, кем он может быть. Концепция самоактуализации занимает видное место в его концепции.

Хотя желание человека быть тем, кем он может быть, является врожденным, оно остается потенциальным, пока не возникнут особые условия для его реализации. Это условие — удовлетворение всех остальных (базовых) потребностей человека: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. Неспособность удовлетворить базальные желания приводит к неврозам и психозам.

В более поздних работах положение о порядке удовлетворения потребностей было пересмотрено и дополнено следующим тезисом: если в прошлом потребности человека в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, он приобретает способность стойко переносить лишения в этой области и реализовывать себя, несмотря на неблагоприятные условия. Основными компонентами психического здоровья человека являются: 1) стремление быть всем, чем человек может быть, и 2) стремление к гуманистическим ценностям.

Существуют положительные и отрицательные стороны самоактуализации, причем последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии….. С положительной стороны самоактуализации, определенная относительная независимость от других, присущая здоровой личности, конечно же, не означает отсутствие взаимодействия с ними; это лишь означает, что в такого рода контактах цели индивида и его собственное бытие являются главными детерминантами.

В целом, он описывает здоровую личность как автономную, склонную принимать других, спонтанную, чувствительную к красоте, юмору и склонную к творчеству.

Сравнивая здорового человека с больным, он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавилось, а потому, что он ничего не потерял в процессе своей индивидуальной жизни.

Помимо личностных характеристик, он подчеркивает когнитивные и перцептивные особенности самоактуализирующегося человека — ясное и отчетливое восприятие окружающей действительности, его невозмутимость, нечастое использование защитных механизмов и высокие прогностические способности. Такие люди чувствуют себя наиболее комфортно в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, они успешны в научной деятельности. Они адекватно оценивают себя и свои способности.

Также подчеркиваются особые социально-психологические и коммуникативные черты самоактуализирующейся личности — проявление положительных эмоций в общении с другими людьми, демократичность.

Основоположники и последователи направления

Одним из отцов гуманистического подхода зовут Абрахама Маслоу, наиболее известного благодаря созданию иерархии человеческих потребностей, выстроенных в форме пирамиды. Идея целостности человека также принадлежит Маслоу, рассматривавшего людей как изначально положительных существ с тягой к развитию, а психологию как в первую очередь вспомогательное средство в достижении необходимого им уровня.

В своей работе Маслоу руководствовался соображениями экзистенциализма, в той или иной степени проявляющихся во всех гранях учения.

Создавший логотерапию психолог-невролог Виктор Франкл из Австрии привнёс в гуманистическую психологию идеи своей методики. В качестве того, что движет человеком, логотерапия называет поиск и оценку им жизненных смыслов. Согласно терапии Франкла, в ходе этого поиска человек развивается и реализует себя.

Автор концепции личностных черт психотерапевт Гордон Олпорт описывал человека как саморазвивающуюся личность, открытую для межличностного и общественного взаимодействия. Сменивший направление исследований в пользу здоровых людей, Олпорт приводил тезисы и задачи гуманистического изучения целостной личности в качестве альтернативы методам психоанализа и бихевиоризма.

Согласно мнению психолога, сбор и описание фактов являются недостаточными мерами обследования, помимо этого их необходимо связать друг с другом и истолковать в систематизированном виде. Олпорт также оспаривал объяснение взаимодействия как вхождения в гармонию со средой, так как не считал развитие приспособлением к ней.

Опытный психотерапевт Карл Роджерс, определивший «я-концепцию» в качестве базиса конструкции личности и основного регулятора поведения, проповедовал революционную ориентированную на личность терапию. «Я-концепция» заключается в самостоятельном осознании себя и в восприятии себя в контексте с другими людьми.

По словам Роджерса, поведение людей берёт своё начало из их внутренней мотивации, и они вольны действовать в соответствии со своими желаниями, тем самым формируя собственную жизнь. Ему так же принадлежит популяризация определения «самоактуализация», означающего развитие и успех.

Психолог рассматривал людей как добрых от природы, а их основной целью социальную реализацию себя. Негативные же мысли и проявления индивида Роджерс характеризовал как искажение личности человека, входящее в противоречие с его изначальной сутью.

Среди остальных наиболее значимых приверженцев гуманистической психологии называют повлиявших на неё лиц:

  • Эверетт Шостром;
  • Фредерик Перлз;
  • Шарлотта Бюлер;
  • Фрэнк Баррон;
  • Ролло Мэй;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Сидни Джурард;
  • Эрих Фромм;
  • Ханс-Вернер Гессманн.

Актуальность гуманистических теорий

Говоря о теории Маслоу, мы уже упомянули, что его конструкцию нельзя рассматривать линейно как замещение удовлетворенной потребности следующей, пока что не удовлетворенной. Более того, истории известна масса фактов, когда великие ученые, художники и музыканты прозябали в глубокой бедности и нищете, что не отвлекало их от занятий наукой и творчеством. А ставшая расхожей фраза «художник должен быть голодным» и вовсе подразумевает, что избыточная сосредоточенность на решении бытовых проблем будет мешать думать о возвышенном.

Классикой жанра считается древнегреческий философ Диоген, живший в бочке и отказавшийся от идеи создания семьи, полагая, что это ограничит его свободу. Опровержения жесткой иерархии ценностей можно найти даже в истории самих гуманистических теорий личности. Психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл, совершивший прорыв в понимании человека как высокодуховного существа, продолжал писать научные труды даже в условиях фашистского концлагеря, когда потребности в пище и безопасности не только не были удовлетворены, но не было даже шанса как-то вырваться из этого повседневного кошмара.

Жизнь преподносит и строго противоположные примеры, когда обеспечившие себя на 10 тысяч жизней вперед высшие чиновники продолжают брать взятки, причем отнюдь не с целью вложить их в свое духовное развитие или подарить миру уникальный научный эксперимент. Тем не менее стоит признать, что, применительно к среднестатистическому гражданину, гуманистические теории личности часто подтверждают свою актуальность.

Так, дефицитарная мотивация, действительно, многих заставляет работать на трех работах и забыть об отдыхе и книгах. Однако как только человек перестает нуждаться, ему требуется не просто жилье, а дом с красивым интерьером и экстерьером, не просто отдых, а поездка в экзотическую страну, где можно увидеть много нового и получить незабываемые впечатления. Часто появляются новые хобби, желание заняться благотворительностью, получить второе высшее образование, притом, что это требует затрат и времени, и денег.

Клиническое направление Карла Рэнсома Роджерса тоже, в целом, выдерживает испытание действительностью. Так или иначе, но большинство психотерапевтических методик сводится к тому, что человеку можно помочь только тогда, когда он сам желает себе помочь.

Таким образом, стоит взять из истории в современность оптимизм гуманистических теорий личности, по умолчанию полагающих, что человек социален и всегда стремится стать лучшей версией себя. Просто потому, что таких людей достаточно много для того, чтобы подтвердить теорию на практике.

Мы желаем, чтобы вас окружали исключительно высокодуховные и мотивированные на удачу люди, которые будут способствовать вашему разностороннему развитию!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» — краткое содержание
  • Компенсаторные механизмы
  • Самоактуализация
  • Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание
  • Модель личности Кеттела
  • Механизмы бегства от свободы: тезисы Эриха Фромма
  • Что такое конформность и как ее избежать
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Экзистенциальная психология: идеи, этапы развития, представители
  • Теория игр: история и применение

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

История становления и развития науки

Семинары, собиравшие привлечённых первыми тезисами гуманистического подхода специалистов, начали проводить с 1957 г. Предметами обсуждения были задачи и трудности психологии того времени. В 1959 г. Ролло Мэй написал книгу «Экзистенциальная психология», ставшую манифестом движения.

Направление оформилось и начало набирать силу в 60-х годах. В 1961 г. был создан посвящённый революционному учению журнал. По мере увеличения числа сторонников новой дисциплины в 1970 г. Ассоциация гуманистической психологии вышла на международный уровень.

Главной концепцией этой отрасли науки, занимающей противоречащую психоанализу и бихевиоризму позицию в отношении задач и работы с обследуемыми, было исследование индивида и его психики путём живого общения, а не посредством сухих и обобщающих психологических приёмов. Согласно мнению таких специалистов как Олпорт, Маслоу, Роджерс и других значимых участников движения, непосредственный контакт с пациентом способствовал лучшему осознанию себя и личностному самоопределению последнего.

Один из родоначальников учения Абрахам Маслоу критически отзывался о популярных в его время психологических шаблонах и методиках, считая их негативными и поверхностными. По его словам, психология была больше ориентирована на работу с личными слабостями и уязвимостями, чем на взаимодействие с сильными сторонами человека.

Психолог призывал уделять в исследованиях психическому здоровью и позитивным эмоциям не меньшее внимание, чем заболеваниям, расстройствам и прочим патологическим состояниям психики. Благодаря труду Абрахама Маслоу и его единомышленников была сформирована новая уникальная методика психологических исследований и терапии.

Абрахам Маслоу

Одним из главных представителей гуманистической психологии, выступающий также и ее основоположником, является Абрахам Маслоу. Именно им была предложена концепция целостной личности. Теория Маслоу противопоставлялась господствующим тогда учениям бихевиоризма и психоанализа. Маслоу предполагал, что сущность каждого человека является исключительно позитивной и стремится к непрерывному развитию. В таком случае цель психологии состоит в том, чтобы помочь личности найти в себе то, что в ней уже заложено. Данные особенности согласно гуманистической психологии Маслоу существуют в виде врожденных возможностей. Они могут быть актуализированы внешними факторами. Идеи Маслоу и послужили фундаментом для дальнейшего развития гуманистического направления.

Маслоу внес большой вклад в развитие психологической науки. Именно он переключил внимание с работы над неврозами на изучение особенностей психологии здорового человека.

Развитие науки в настоящее время

Гуманистическая психология, кратко и понятно идентифицируемая как продвинутое учение западного общества, сейчас активно развивается и в России, которую для обмена опытом посещали делегации учёных АГП ещё во времена СССР. Принципы и методы дисциплины сейчас можно обнаружить не только в позитивной, трансперсональной и прочих, идеологически близких видах психологии, но и в современных психоанализе и бихевиаризме.

Несмотря на критику этих направлений Маслоу, характеризовавшего своё учение как «третью силу» по отношению к этим 2-м направлениям, они не являются конкурирующими. Отрасли психологии дополняют друг друга для лучшего понимания человека и взаимодействия с ним. Ориентированный на личность индивида подход поспособствовал целостному видению людей и стал востребованным не только в пределах науки, используясь в политике, образовании, медицине и прочих социальных сферах.

При этом гуманистическому движению по-прежнему не свойственна упорядоченность, из-за чего оно не сочетается с естественными дисциплинами и пребывает скорее в гуманитарном лагере наук.

Не изменились и цели учения, берущего своё начало в экзистенциализме, немецком романтизме, мировоззрении восточных учений, французском Просвещении, философии:

  • Достоевского.
  • Ницше.
  • Толстого.
  • Фейербаха.
  • Гуссерля.
  • гуманистов эпохи Возрождения.

По словам Морин О’Хары, занимавшей пост президента АГП в 90-е годы, люди во всех точках мира одинаково нуждаются в понимании себя и свободе, в связи с чем большое значение имеет исследование путей мирного сосуществования различных групп людей. Согласно мнению О’Хары, взаимные поддержка и понимание независимых сообществ смогли бы изменить ход человеческой истории и расширить сознание масс.

Основы гуманистического подхода.

Основные характеристики Методология
  • Качественные исследования
  • Идиографическийподход
  • Конгруэнтность
  • Я-концепции (например, самоуважение, самооценка, самореализация)
  • Холизм (например, исследование человека в целом)
  • Иерархия потребностей
  • Свободная воля
  • Качественные методы
  • Case Study
  • Неофициальная Интервью
  • Q-сортировки (Стивенсон, 1953)
  • Открытого состава Анкеты
  • Inter-rater/coder надежности
Основные допущения Области применения
  • Люди обладают свободой воли, не все определяется поведением .
  • Все люди уникальны и имеют врожденное стремление к достижению своего максимального потенциала.
  • Правильное понимание поведения человека может быть достигнуто только путем изучения человека — как не животного.
  • Психология должна изучать в каждом отдельном случае (идиографические), а не средние показатели группы (номотетические).
  • Лицо центрированная терапия
  • Качественные методы
  • Аномальное поведение (инконгруэнтное, низкая самооценка)
  • Образование
  • Мотивация
Сильные Недостатки
  • Сместили фокус на поведение отдельных и всего человека в целом, а не подсознания, ген или наблюдаемого поведения и т.д.
  • Гуманистическая психология удовлетворяет идеи большинства людей о том, что значит быть человеком, потому что гуманизм ценит личные идеалы и самореализацию.
  • Качественные данные дает подлинное понимание и более целостная информации в поведении.
  • Подчеркивает значение более индивидуалистический и идиографическим методы исследования.
  • Игнорирует биологию (например, тестостерон).
  • Ненаучный — субъективные понятия.
  • Например, нельзя объективно измерить самореализацию.
  • Гуманизм игнорирует подсознание.
  • бихевиоризм — человек и животное поведения могут быть сопоставлены.
  • Качественные данные трудно сравнивать.
  • Этноцентрические (смещен в сторону западной культуры).
  • Их вера в свободу воли находится в оппозиции к детерминированным законам науки.

Смотрите также: Исполнительный Стресс — это миф.

Основные принципы и методы исследования

Успех сеанса гуманистической психологии в основном обусловлен собеседником обследуемого, в роли которого выступает психолог. Приём у специалиста проходит как диалог пациента с терапевтом, который без осуждения и с пониманием выслушивает человека, не критикуя получаемую информацию. Обследуемый, таким образом, открывается, и начинает выражать чувства свободнее. Это позволяет ему полнее осознать себя, своё окружение и найти выход из беспокоящей его ситуации.

Целями подобных сеансов также являются создание и утверждение у клиента позитивного видения себя, и реалистичного восприятия своего окружения.

Согласно идеям Карла Роджерса, стоящего у истоков практического применения гуманистического подхода, психотерапевт должен руководствоваться принципами:

  • Специалисту в своём поведении следует придерживаться конгруэнтности, разговаривая свободно и непосредственно. Эта манера общения, в основе которой находятся честность, открытость и самовыражение без опаски, должна быть постепенно перенята обследуемым.
  • Психологу необходимо понимать чувства собеседника, ставя себя на его место посредством эмпатии.
  • Беседа в процессе сеанса гуманистической терапии происходит на равных и должна поспособствовать установлению прочной психологической связи между участниками.
  • Терапевту следует проявлять отзывчивость и принимать всю информацию, но не давать ей или обследуемому каких-либо оценок, позволяя ему вести себя естественно.

Основанные Роджерсом сеансы оздоровительной терапии проводятся психологами всего мира, по сей день являясь одним из наиболее распространённых средств обследования и психологической помощи. В первую очередь их назначают в случаях одиночества, недостатка понимания и сопереживания.

Интересные факты

Рассмотрим несколько занимательных фактов о гуманистическом направлении.

  • Идеи, предложенные Маслоу, были раскритикованы основоположником психоанализа З. Фрейдом.
  • Франкл изобрел понятие «воскресного невроза», которое характеризует подавленное психоэмоциональное состояние, которое человек может испытывать по завершении трудовой недели.
  • Карл Роджерс, один из основоположников гуманистического направления, в юности планировал стать фермером.
  • К гуманистическому направлению также относится и школа позитивной психологии.
  • В качестве своей философской базы гуманистическая психология опирается на экзистенциализм.
  • Данное направление в психологии выступает против построения психологического знания по принципу естественных наук.

Методы и направления

Гуманистическая психология, кратко и понятно определяемая как совокупность метафизических тезисов, выявляет психологические проблемы посредством экзистенционального опыта. Он формируется в ходе исследований терапии, позволяя индивиду трезво взглянуть на себя и своё окружение. Это также даёт человеку основу для определённых поступков и размышлений.

В практическом применении гуманистического подхода используют множество приёмов и технологий самопроникновения, условно делящихся на 4 типа. Далее приведены некоторые из основных техник для каждой группы.

Чувственные методы

В оперирующие чувствами технологии входят:

  • эмпатия;
  • психодрама;
  • установление психологической связи;
  • целостное видение себя.

Телесные методы

В гуманистическом подходе используют следующие приёмы телесного взаимодействия:

  • терапия Александера;
  • практики холистической медицины;
  • технология Райха;
  • рольфинг и приём Фельденкрайза;
  • чувственное сознание.

Спиритуальные методы

Технологии этой группы включают такие приёмы как:

  • песочные игры;
  • трансперсональная терапия;
  • активные образовательные мероприятия;
  • динамическая медитация;
  • трактовка снов;
  • психоанализ.

Мыслительные методы

К мыслительным техникам гуманистического подхода относят:

  • нейролингвистическое программирование;
  • трансакционное исследование;
  • семейную психологию;
  • разработку индивидуальных конструктов по методу Келли.

Концепты гуманистической психологии. Базисы

Гуманистическая психология, кратко и понятно зовущаяся жизнеутверждающей, в первую очередь выделяется со-исследовательской терапией, проводящейся не только специалистом, но и обследуемым в отношении самого себя. Благодаря этому клиенту становится доступно самоопределение, систематизация процесса исследования себя и оценивание выполненной работы.

Согласно мнению основоположников гуманистического подхода, такие практики повышают эффективность работы с индивидом за счёт его непосредственного участия. В процессе развития и отработки со-исследовательской методики возникла специфическая терминология.

Реальная самость (The real self)

Этот термин встречается в трудах многих повлиявших на психологию учёных, среди которых Юнг, Маслоу, Фрейд и Роджерс. Он обозначает мост между сознанием и бессознательным человека, выделяющий его личность. Сведение обследуемого с его настоящей индивидуальностью, пребывающей под масками социальных ролей, является методом улучшения настроения пациента. Его применяют, к примеру, при угнетённом состоянии, вызванном конфликтом социальных норм и гендерного несоответствия.

Субличностное (Sub-personalities)

Определение субличностного заключается в наличии дополнительных манер общения и образов у каждого человека, проявление которых происходит в зависимости от обстоятельств. Например, поведение людей в рабочей среде обычно отличается от их семейного времяпровождения. Автором термина «субличность» является итальянский психолог Роберто Ассанджиоли.

Обоснованность, богатство мотивации (Abundance motivation)

По мнению многих специалистов, действия индивида обусловлены его внутренними нуждами и желаниями. Согласно гуманистической концепции обоснованности, некоторые из них могут быть мнимыми и служить преградой к воссоединению со своей реальной самостью. Для предотвращения движения по неправильному пути следует обдумывать свои мотивы и сопутствующие им состояния.

Теория личностных черт Олпорта

К диспозиционному направлению часто относят теорию Гордона Олпорта, согласно которой: 1) люди имеют широкий спектр предрасположенностей реагировать на различные ситуации типичным образом; 2) каждый человек уникален и отличается от других людей своим психическим оснащением (системой черт).

В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает личность как сложную «открытую» систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром — условные рефлексы, способности, черты личности, системы черт, которые варьируются в разных случаях и образуют несколько Я-личностей.

Особое место в этой сложно организованной системе занимает сфера мотивации и потребностей. В нем выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов потребностей и уровень высших мотивов, мотивов развития.

Принцип так называемого гомеостаза — стремление к устранению напряжения — применим только на самом низком уровне мотивационной системы (мотивы потребности). Формы подлинно личностного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, реализация чувства инициативы и ответственности и т.д.) не укладываются в формулу гомеостаза. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию — характерные черты мотивов развития.

Системы высших мотивов проникают в центральное ядро личности — самость — и преобразуются в системы ценностей индивида. Стремление к самоактуализации и самореализации являются мотивами развития и частью присущих человеку потребностей. Мотивы развития порождают систему целей, ориентированных на будущее, реализация которых обеспечивает формирование новых способностей человека. Человек, по мнению Олпорта, сосредоточен на своем будущем.

Олпорт связывает развитие личности с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в ходе развития человека сохраняются связи между старыми и новыми мотивами, природа которых имеет исторический, но не функциональный характер. Функционально они не идентичны.

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как отдельные образования человеческой психики, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).

Согласно Олпорту, развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных поведенческих способностей приводит к формированию основных черт личности, которые он называет чертами. Черта характера — это предрасположенность вести себя одинаково в различных ситуациях. Это психологические черты, которые преобразуют многие стимулы и обуславливают многие эквивалентные реакции. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие; застенчивый человек воспринимает всех как потенциальных критиков, моральных авторитетов. Черты рассматриваются Олпортом как единицы анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиненными, другие приобретают характер кардинальных и центральных. Эти два фактора вместе образуют фокус личности.

Плюсы и минусы гуманистического направления. Взвешиваем за и против

Из-за отсутствия строгой организации протестная по своему характеру гуманистическая отрасль психологии не оформилась в независимое направление, но стала важным и востребованным элементом этой науки. Основой отличий гуманистического подхода от его предшественников стало рассмотрение человека как целостного существа и неприятие аналогий с животными или чем-то ещё при проведении психологических исследований.

Привлекательными сторонами дисциплины являются:

  • дифференцирование недугов психосоматического типа;
  • тезис об управлении собственной психикой;
  • возможность самостоятельного поиска и обнаружения у себя расстройств психики;
  • изучение индивидуального потенциала.

Среди недостатков направления называют:

  • персонализм исследований и выводов;
  • повышенное внимание к индивидуализму;
  • отсутствие научно выверенного метода оценки личностных особенностей обследуемого;
  • пренебрежение рациональными способами осмотра;
  • исключение положений о порочности индивида.

Гуманизм в психологии Роджерса и Маслоу

В своей теории Роджерс опирался на то, что человек имеет стремление и способности к личностному самосовершенствованию, так как он наделен сознанием. По мнению Роджерса, человек – это существо, которое может быть само для себя высшим судьей.

Теоретический гуманистический подход в психологии личности Роджерса подводит к тому, что центральное понятие для человека – это «Я», со всеми представлениями, идеями, целями и ценностями. Оперируя ими, он может дать себе характеристику и наметить перспективы личного совершенствования и развития. Человек должен ставить перед собой вопрос «Кто я? Кем хочу и могу стать?» и непременно решать его.

Образ «Я» как результат личного жизненного опыта влияет на самооценку и на восприятие мира и окружения. Это может быть отрицательная, положительная или противоречивая оценка. Индивиды с разными «Я»-концепциями видят мир по-разному. Такая концепция может быть искаженной, а то, что не подходит под нее, вытесняется сознанием. Уровень удовлетворения жизнью — это мера полноты счастья. Он непосредственно зависят от согласованности между реальным и идеальным «Я».

Среди потребностей гуманистический подход в психологии личности выделяет:

  • самоактуализацию;
  • стремление к самовыражению;
  • стремление к самосовершенствованию.

Главенствующая среди них – это самоактуализация. Она роднит между собой всех теоретиков в данной области, даже при значительных расхождениях во взглядах. Но наиболее распространенной для рассмотрения стала концепция взглядов Маслоу А.

Он отметил, что все самоактуализирующиеся люди, вовлечены в какое-либо дело. Они ему преданы, и дело является чем-то очень ценным для человека (своего рода призванием). Люди такого типа стремятся к порядочности, красоте, справедливости, доброте и совершенству. Эти ценности и являются жизненно важными потребностями и смыслом самоактуализации. Для такой личности существование предстает процессом постоянного выбора: двигаться вперед или отступить и не бороться. Самоактуализация — это путь постоянного развития и отказа от иллюзий, избавления от ложных представлений.

Практическое применение. Рычаги и клавиши

Наибольшее распространение принципы и методы «третьей силы» психологии получили в остальных сферах этой науки. Профессионалы со всех концов земного шара успешно применяют их как в психиатрии, так и при сеансах профилактики или терапии.

Остальными областями, где в той или иной степени задействованы гуманистические наработки, являются:

Сфера деятельности Особенности
Просветительские выступления У истоков интенсивных социальных тренингов и семинаров стоит Карл Роджерс, являющийся одним из основателей учения.
Социум Одной из главных идей направления является совершенствование общества путём приведения к взаимопониманию и сотрудничеству как отдельных индивидов, так и различных групп людей.
Образование Товарищеская манера общения преподавателей с учениками даёт свободу для проявления потенциала последних и повышает эффективность занятий
Интеграция в повседневную жизнь Гуманистический подход используют во множестве социальных институтов различного назначения

Маслоу, Роджерс и прочие специалисты, повлиявшие на формирование гуманистического подхода, продолжают приобретать последователей, что способствует увеличению числа его сторонников в самых разных областях. Среди сложных научных концепций данной дисциплины присутствуют и краткие понятные положения, обеспечивающие ей востребованность во всех слоях общества.

Эта привлекательная отрасль психологии ориентирована на положительные качества личности, эмоции, спонтанность и творчество, однако недостаток систематики и строгого обоснования её методов не позволили этому во многом экспериментальному учению занять место среди самостоятельных направлений. Несмотря на это, гуманистический подход прочно укрепился в различных аспектах психологии, значительно дополнив и обогатив её.

Автор: Cash Diver

Общие понятия гуманизма

«Гуманизм» в переводе с латинского обозначает «человечность». И как направление гуманистический подход в философии возник в эпоху Возрождения. Он позиционировался под названием «ренессансный гуманизм». Это мировоззрение, главной идеей которого является утверждение, что человек — ценность превыше всех земных благ, и исходя из этого постулата, необходимо выстраивать отношение к нему.

В общем виде гуманизм – это мировоззрение подразумевающее ценность личности человека, его право на свободу, счастливое существование, полноценное развитие и возможность проявления своих способностей. Как система ценностных ориентаций сегодня он оформился в виде совокупности идей и ценностей, утверждающих универсальное значение человеческого бытия как в целом, так и в частности (для отдельной личности).

До появления понятия «гуманистический подход к личности» сформировалось понятие «гуманность», в котором отражается такая важная черта личности, как готовность и стремление помогать другим людям, проявлять уважение, заботу, соучастие. Без гуманности, в принципе, невозможно существование рода человеческого.

Это качество личности, которое представляет собой способность к осознанному сопереживанию к другому человеку. В современном обществе гуманизм – это общественный идеал, а человек – наивысшая цель социального развития, в процессе которого должны быть созданы условия полной реализации всех его потенциальных возможностей для достижения гармонии в социальной, экономической, духовной сфере и наивысшего расцвета личности.

Ссылка на основную публикацию
Похожее