Приветствую Вас, друзья!
Для большинства людей основным средством повседневного общения является речь. При этом каждый из нас прекрасно знает, что понять человека, разговаривая с ним по телефону, порой бывает сложнее, чем при обычном разговоре. Причина заключается в нехватке невербального взаимодействия, ведь жесты и мимика очень важны для понимания, но при телефонном разговоре мы их не видим. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой невербальное общение, какие формы оно принимает, какое значение имеет и как научиться максимально эффективно его использовать.
Что такое невербальное общение?
Невербальное общение – это передача информации посредством любых каналов коммуникации, отличных от вербальных (т.е. словесных). Это могут быть жесты, мимика, смена позы, интонация и манера речи, тембр голоса или определенные демонстративные действия. В зависимости от темы разговора, соотношение между вербальной и невербальной составляющей общения может меняться в широких пределах.
В целом, во время общения мы передаём информацию двумя путями: вербальным и невербальным. Например, когда один человек говорит другому: «Вот такую рыбу поймал!», он задействует оба канала. На словах (вербально) он сообщает, что поймал рыбу, а руками (невербально) показывает её размер, то есть, дополняет информацию важными фактами.
Термин «вербальный» образован от латинского слова verbalis, что переводится как «словесный». Им обозначают информацию, передаваемую непосредственно при помощи устной или письменной речи. Соответственно, термин «невербальный» является антонимом данного слова и подразумевает информацию, передаваемую другими путями.
Некоторые исследователи полагают, что в обычном разговоре только 7% информации мы передаём непосредственно словами и предложениями. Ещё 38% приходится на интонацию и тембр голоса, а оставшиеся 55% – на мимику и жесты. Разумеется, эти значения нельзя считать универсальными, ведь всё зависит от вида информации. Например, список покупок можно прислать и текстовым сообщением – он не станет менее информативным. Но вернувшись из отпуска, делиться впечатлениями хочется только в живом диалоге и никак иначе.
ГОСЫ / билеты / 102 Общая характеристика невербальной коммуникации
Вопрос № 102Общая характеристика невербальной коммуникации. Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, кот. В своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации.
В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации. Основные из них следующие:
1) оптико-кинетическая
2) пара- и экстралингвистическая
3) организация пространства и времени коммуникативного процесса
4) визуальный контакт
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникации.
Оптико-кинетическая система
включает в себя жесты, мимику пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук- жестикуляция, лица- мимика, позы – пантомимика). Исследования в этой области были осуществлены Ч.Дарвином, кот. Изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение этой системы знаков в процесс коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными в различных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика , кот. специально имеет дело с этими проблемами.
Специальному исследованию подвергаются различные проявления мимики ( выявлена связь м/у проявлением какой-либо эмоции и положением определенной «зоны» лица – П.Экман), жестикуляции (изучается частота и сила жестов у представителей разных культур – М.Аргайл), поз (открытые и закрытые позы, специфика походки – А.Пиз).
. Такесика
изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание и пр.).
Паралингвистическая и экстралингвистическая
система знаков (иногда обозначаемая как просодика ) .
Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти хар-ки голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев, сопровождается увеличением силы и высоты голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности, неуверенности).
Экстралингвистика – включение в речь пауз, покашливания, плача смеха, наконец, сам темп речи. Паузы иногда подчеркивают особую значительность сообщения.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса
выступает также знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для партнеров по комм. Процессу, так и в массовых аудиториях.
Американский антрополог Эдуард Т. Холл был одним из родоначальников в области изучения пространственных потребностей человека, и в начале шестидесятых годов он ввел термин «проксемика». Холл исследовал первые формы пространственной организации общения у животных.
В настоящее время проблемы проксемики включены в особую область психологии , кот. называется «экологическая психология», или «психология среды». Предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Э.Холл зафиксировал нормы приближения человека к партнеру по общению: интимное расстояние (0-45 см.); персональное расстояние (45-120 см.); социальное расстояние (120-400); публичное расстояние (400-750).
Ряд исследований связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти наборы получили название хронотопов (термин введен Ухтомским, позднее использован Бахтиным). Описаны хронотопы «больничной палаты», «вагонного попутчика». Специфика ситуации общения здесь – неожиданная откровенность по отношению к незнакомцу («вагонный попутчик»). Это исследование не получило особого распространения.
Визуальное общение
, или «контакт глаз». Исследование в этой области связаны с общепсихологическим феноменом в области зрительного восприятия – движением глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение и т.д. Вначале исследования проблемы «контакта глаз» сводились к изучению интимного общения. Аргайл разработал «формулу интимности». Позже спектр исследований стал шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. В медицинской , педагогической практике, в системе руководства — это явление оказывается весьма важным.
Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения
его участников.
В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера.
В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы
и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.
Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах.
Виды невербальных средств общения.
Различаются три основных вида невербальных средств передачи информации (или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические.
К фонационным невербальным средствам
относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика. Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.
Мимика.
Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной сиситемы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо — все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.
Мимика бывает разная:
Сильно подвижная мимика.
Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.
Малоподвижная мимика.
Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.
Монотонность и редкая смена форм.
Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).
Сопряженная мимика.
Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.
Также мимические движения подразделяются на:
1) мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;
2) активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;
3) пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;
4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;
5) мимику удовольствия-неудовольствия;
6) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.
Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, — один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.
Жесты.
Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем: указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные, касательные жесты. Указательные жесты
направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.
Различают также: произвольные и непроизвольные жесты.
Произвольными
жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.
Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.
Также невербальные сигналы могут быть конгруентными
, т.е. соответствующими словесному высказыванию, и неконгруентными .
Одежда.
Одним из невербальных средств получения информации является также и наша одежда. В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция. То, что в этом наблюдении действительно кроются определенные закономерности, свидетельствует, в частности, тест Люшера , он предложил в наше время цветовой тест, который явился не только методом исследования личности, но и целым направлением в науке о цвете.
Суть цветовых тестов заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать наиболее нравящиеся и ранжировать их, а затем проделать то же самое с теми, которые не нравятся. Исследования показали, что с помощью цветных тестов можно выявить некоторые особенности личности.
Важной деталью в одежде являются украшения.
К средствам украсить самого себя относятся следующие: наколки, раскраска и татуировка, прическа, парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.
С помощью украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат в большинстве случаев как дополнительные наряды.
Престижные украшения
. Подобные украшения нередко являются свидетельством претензий на обладание определенным престижем.
Членский значок той или иной организации
. Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той или иной группе людей, носит членский значок. Для такого человека членский значок представляет собой некое свидетельство престижа, с помощью которого он выражает свою принадлежность к определенной группе. В то же время членские значки из различных металлов дают представление о социальной шкале рангов внутри объединения.
Крест.
Благодаря своей конструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол – фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозного чувства защищенности он придает ощущение некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не действительно демонстрируемое поведение, а потребность.
Кусочки меха и другие трофеи.
Если их носят на запястье или на шее, то тогда они сигнализируют о выдержке, и, судя по ним, можно определить победителя.
Мех и мишура.
Производят женственно-мягкое впечатление. Непосредственный контакт меха с кожей свидетельствует о желании испытать нежное обращение.
Мелкие и изящные украшения.
Они выражают то, что их обладатель ощущает себя маленьким и слабым человеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит маленькие и изящные украшения, хотел бы казаться любезным и душевным человеком.
Крупные украшения
. Они обычно бросаются в глаза и выражают стремление получить признание своего социального статуса.
Итак, одежда способна многое «говорить» о содержании духовной сущности людей. Но, конечно, лишь по ней делать окончательные выводы о личности нельзя.
3
Способы невербального общения
Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:
- Мимика. Выражение лица – самый информативный канал невербального взаимодействия, позволяющий передать множество эмоций, выразить восхищение или негодование, показать своё согласие или отказ. Одним взглядом мы можем продемонстрировать, что недовольны поведением человека, а можем подмигнуть, показав, что мы с ним заодно.
- Жесты. Мы с детства привыкаем использовать жесты в общении наравне с речью и мимикой. Некоторые из них являются естественными и выглядят одинаково во всём мире. Другие же культурно зависимы, но мы привыкаем к ним и используем, не задумываясь над их смыслом. Однако в разных культурах одни и те же жесты могут иметь противоположный смысл. Поэтому, собираясь в другую страну, желательно почитать о культурных особенностях. Вполне вероятно, что жест, кажущийся вам безобидным и доброжелательным, окажется там пошлым, грубым или даже враждебным.
- Взгляд. Зрительный контакт и направление взгляда – один из ключевых каналов невербальной коммуникации. Едва уловимые движения глаз, широко раскрывшиеся веки, расширившиеся от интереса зрачки или приподнятая бровь – это сигналы, которые мы улавливаем мгновенно, даже не задумываясь. Взглядом подчас можно передать мысли, которые просто невозможно выразить словами.
- Поза. Этот канал передаёт довольно много информации, которую человек не планировал сообщать собеседнику. По положению его тела и осанке, по движениям и по тому, как он держит голову, можно многое сказать о его настроении и самооценке. Поза всегда показывает, насколько комфортно человеку в данной обстановке и насколько уверенно он себя чувствует.
- Прикосновения. Социальное взаимодействие людей подразумевает некоторые прикосновения к собеседнику. В зависимости от природы отношений это может быть рукопожатие, прикосновение к локтю, похлопывание по плечу или по спине, дружеские или близкие объятия.
- Пространство. Расстояние до собеседника сильно влияет на комфорт общения. Некоторые люди используют сближение как невербальный сигнал, демонстрируя симпатию, привязанность, сексуальный интерес, желание доминировать или агрессию.
- Голос.Во время общения мы «играем» голосом, меняя интонацию и тембр, делая многозначительные паузы, ускоряя или замедляя ритм речи. Что-то из этого мы делаем произвольно, а что-то ускользает от нашего внимания, но многое говорит собеседнику о наших переживаниях и даже мыслях.
Многие из перечисленных каналов умело используют представители гоп-культуры. Эти люди хорошо понимают, что такое невербальное общение и как его можно использовать. Кроме того, у них от природы развита эмпатия. По поникшей осанке и ссутуленным плечам они легко определяют неуверенного в себе человека. Остановив его под невинным предлогом, они стараются подойти поближе, приобнять за плечо, чтобы продемонстрировать «дружеские» намерения. Этим жестом они осознанно причиняют человеку дискомфорт, чтобы тот скорее выполнил их требования.
Значимость невербальных средств в коммуникации
Невербальное общение включает 5 подсистем:
- Экспрессивно-выразительная (мимика, жесты, поза);
- Оптико-кинетическая (движения, внешний вид, выражение лица);
- Тактильный контакт (рукопожатие, похлопывание, прикосновения, поцелуи, объятия);
- Экстралингвистическая (темп, тембр речи, паузы, интонация);
- Пространственная (дистанция между собеседниками, личное пространство).
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Роль невербальной коммуникации в общении 400 ₽ Реферат Роль невербальной коммуникации в общении 270 ₽ Контрольная работа Роль невербальной коммуникации в общении 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В общении очень важна мимическая сторона, выражающая эмоциональное состояние собеседников во время общения.
Определение 2
Мимика – это внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в координировании движений мышц лица.
Движения лицевых мышц, их сочетание позволяет выразить эмоциональное состояние и понять состояние собеседника.
При помощи жестов человек активизирует обратную связь, увеличивает ее интенсивность или завершает общение. Немаловажным компонентом невербального общения также является взгляд – с помощью визуального контакта передаются точные сигналы межличностной коммуникации. Направленность взгляда собеседника указывает на направленность его внимания и дает обратную связь. Несомненно, важным является тембр, темп речи, включение в речь пауз, изменение интонации.
При межличностной коммуникации необходимо учитывать совокупность невербальных средств для правильной интерпретации коммуникаций, а также окружающую обстановку.
Психологи считают, что невербалика является важным условием эффективного общения, ибо:
- невербальные средства позволяют понять истинные чувства, мысли собеседника;
- впечатление о собеседнике, формирующееся под влиянием первого впечатления.
Важность невербальной коммуникации
Невербальное общение – это важное дополнение к основному общению, позволяющее передать собеседнику гораздо больше информации, повысить уровень взаимопонимания и сделать более конструктивным любой разговор. Психологи называют 5 основных функций невербальных сигналов:
- Дублирование. Жестом, мимикой или интонацией человек может повторять основное сообщение, подтверждая его, делая более понятным и однозначным.
- Противоречие. Осознанно или неосознанно человек может показать, что имел в виду нечто противоположное. Например, говоря о своих намерениях он может заговорчески подмигнуть.
- Подмена смысла. Глазами и мимикой можно не только дополнить смысл, но и полностью поменять его или продемонстрировать, что фраза сказана в переносном значении.
- Дополнение к сказанному. Определенные жесты могут передавать дополнительные сообщения. К примеру, человек может сказать, что не хочет чего-то делать, а выражением лица показать, что ему это надоело.
- Усиление смысла. Добрые слова можно подчеркнуть доброжелательной улыбкой, а эмоциональное высказывание – ударом кулаком по столу.
Ошибки в невербальном общении
Не обязательно знать, что такое невербальное общение, чтобы замечать неосознанные сигналы в поведении собеседника. А вот себя контролировать, избегая нежелательных жестов и мимики, гораздо сложнее. Поэтому желательно запомнить основные ошибки и регулярно напоминать себе, что их нельзя повторять. Чаще всего речь идёт о таких невербальных сигналах как:
- Спрятанные ладони. Если человек прячет ладони, создаётся впечатление, что он чего-то опасается или говорить неискренне. Нет, не нужно демонстративно поворачивать ладони в сторону собеседника. Просто держите руки на виду, не сжимайте их в кулаки и не прячьте в карманы.
- Отведённый взгляд. Когда собеседник отводит взгляд, создаётся впечатление, будто он недостаточно искренен. Отводить взгляд можно только тогда, когда для этого есть причина. Например, если вы обедаете и общаетесь, нет ничего дурного в том, чтобы периодически смотреть в свою тарелку.
- Поникшая осанка, ссутуленные плечи. Обычно так выглядят очень уставшие или неуверенные в себе люди. Поэтому, независимо от самочувствия и настроения, следите, чтобы ваша спина всегда была прямой, а плечи – расправленными.
- Вторжение в чужое личное пространство. Ширина зоны комфорта отличается у разных людей. К примеру, у человека, выросшего в деревне, она значительно шире, чем у горожанина. Всегда учитывайте, что собеседнику может быть неприятно, если вы сильно к нему приблизитесь.
- Прикосновения к лицу, ушам, шее и волосам. Прикосновения к разным частям тела часто сигнализируют о скрытых переживаниях. Кроме того, постоянно суетящийся человек выглядит неуверенным. Старайтесь всегда сидеть ровно и спокойно, а если хотите что-то поправить, лучше делать это открыто (например, посмотрев в зеркало), а не украдкой.
Особенности невербального общения между представителями разных национальностей
Невербальные сигналы имеют двойную природу: универсальные сигналы, которые понятны людям, живущим в разных странах и знаки, употребляемые в пределах одной культуры.
Межнациональные особенности невербального общения заключаются в том, что употребление невербальных средств жителями в разных странах различно. Их приходится изучать так же, как иностранный язык.
Межнациональные различия невербального общения проявляются:
- В жестах. Например, поднятый большой палец в Греции трактуется как «заткнись», в США и Англии человек с помощью этого жеста добирается до места автостопом либо хочет сказать, что у него всё в порядке. В странах Ислама левая рука считается «нечистой», потому нельзя давать деньги, еду или подарок этой рукой.
- Например, кое-где в Африке смех вовсе не признак веселья, как в странах Европы и Азии, это показатель замешательства или изумления.
- Активность жестикуляции. Итальянцы и французы жестикулируют много и энергично, в Японии подобная жестикуляция – признак агрессии.
- Культура тактильного контакта в разных странах также различна. Англичане крайне редко прикасаются друг к другу, в то время как латиноамериканцы контактируют подобным образом практически постоянно.
- Взгляд. В Японии пристально смотреть в глаза собеседнику нельзя, это расценивается как враждебность. В культуре европейских народов, если собеседник не смотрит в глаза, это считается признаком неискренности или проявлением застенчивости.
- В позах (положении человеческого тела). Известны примерно 1 тыс. поз, которые может принять тело человека. Из них некоторые закрепляются, другие – запрещены в некоторых странах.
- Внешний вид человека. Один и тот же костюм выдаст противоположную информацию о собеседнике в разных странах.
Зная язык и основы невербального общения представителей разных культур наладить взаимодействие, уловить колебания в настроении собеседника-иностранца труда не составит. В то же время, не зная тонкостей употребления невербальных средств людьми в разных странах легко невзначай обидеть представителя другой национальности.
Как развить навыки невербального общения?
Невербальное общение – это важная часть межличностного взаимодействия. Человек, способный хорошо замечать и правильно трактовать чужие невербальные сигналы, гораздо лучше понимает любого собеседника. Он видит, как люди реагируют на его слова, быстро замечает попытки манипулировать собой. Не менее полезно и умение следить за собственными невербальными сигналами. Человек, хорошо контролирующий свою мимику и жесты, всегда создаёт приятное впечатление.
Развить способность лучше замечать и контролировать невербальные сигналы совсем не сложно. Достаточно начать более внимательно смотреть на людей, с которыми приходится общаться. Старайтесь замечать каждое невольное движение, позволяющее сказать что-то о мыслях или переживаниях собеседника. Уделяйте внимание всему: выражениям лица, движениям глаз, жестам, смене позы и осанки, интонации и тембру голоса.
Со временем это превратится в увлекательную игру, которая позволит почти каждый день совершать новые открытия. С каждым днём ваши навыки будут совершенствоваться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в собственном поведении. Это позволить своевременно предотвращать нежелательные и подчеркивать те, которые вы посчитаете правильными.
Развивающие упражнения в виде коллективной игры
- «Подарок». Во время игры каждый игрок вручает подарок, стоящему слева от себя участнику. Сделать это нужно так, чтобы получающий понял, что ему дарят, но объяснить можно только с помощью невербальных средств (мимика, взгляд, язык тела). Цель игры – развить навыки невербальной коммуникации.
- «Всеобщее внимание». Всем участникам даётся задание привлечь внимание окружающих. Сложность состоит в том, что это проделывается одновременно. Цель игры – научить соединять невербальную и вербальную составляющие взаимодействия, расставлять нужные акценты с помощью разных средств общения. Кому удалось выполнить задачу? С помощью каких средств? Какое средство считается важнейшим в процессе организации коммуникации?
- «Фигуры». Во время игры, недопустимо применение невербальных средств, таких как движения тела, мимика, взгляд, можно использовать только речь. Игроку даётся лист бумаги с изображёнными на нём геометрическими фигурами. Он объясняет остальным (не показывая рисунок), что нарисовано на листе, чтобы они нарисовали то же самое. Затем объясняющий рассказывает, трудно ли было описать изображение только словами без помощи жестов.
- «Картина». Все участники становятся в одну линию. В процессе игры используется только мимика и жесты. На стене закреплён лист бумаги. Первому из игроков ведущий сообщает шёпотом предмет, который надо нарисовать. Первый рисует часть предмета. Затем первый игрок объясняет второму с помощью невербальных средств, какой предмет нужно изобразить. Второй рисует то, что понял. Затем второй объясняет задание третьему и так далее, пока все не примут участие. Трудно ли было объясниться с помощью невербальных средств без помощи речи?
- «Книга». Подводим итоги. Участники становятся в круг, книга передаётся из рук в руки, при этом участники по очереди кратко рассказывают, какие выводы из занятия каждый из них сделал для себя, как лично его коснулась обсуждаемая тема.