Что такое воображение
По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.
По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.
Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.
Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.
Развитие воображения
Как уже было показано, воображение – важный компонент психической деятельности. Его развитие способствует личностному росту. Поэтому не удивительно, что многие хотят улучшить его показатели. Именитый режиссер Константин Станиславский, разрабатывая свою актерскую систему, уделил внимание способам развития воображения.
- Расширение кругозора и базы знаний. Как следует из определения воображения, для его большего разнообразия необходимо пополнять свою библиотеку образов и знаний для того, чтобы можно было создавать более оригинальные и сложные образы воображения.
- Способность четко представлять предмет. Чем четче мы представим предмет, тем более подробно мы можем использовать его характеристики.
- Целенаправленное воображение. Умея контролировать поток образов, создаваемый воображением, мы тем самым подчиняем его себе. Так в проблемной ситуации мы сможем быстрее и легче использовать наше воображение.
- Постоянное использование воображения. Не стоит лениться и делать на автомате то, где можно использовать свою креативность. Чем чаще мы используем какую-то психическую функцию, чем больше внимания ей уделяем, тем развитее и гибче она становится.
Развивая свое воображение, нам не просто становится легче решать творческие задачи. Наше воображение, тесно взаимосвязанное со всеми психическими процессами, является важной составляющей, которая помогает найти выход из любой сложной ситуации.
Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/voobrazhenie-i-ego-rol-v-zhizni-cheloveka/.
Функции воображения
Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:
- Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
- Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
- Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
- Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем.
- Саморазвитие. Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
- Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.
Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.
Воображение в психологии
Воображение является процессом познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с восприятием, но действительно это два разных психических процесса.
Воображение имеет свойство создавать образы, основываясь на памяти, а не на информации внешнего мира. Оно менее реальное, потому что имеет в себе компонент фантазии и мечты. Даже у самых прагматичных, скептических, занудных людей присутствует воображение. Человека, совершенно лишившегося такой функции приставить себе невозможно. Поведение этих людей управляется их принципами, логикой, фактами, они всегда делают все по правилам. Но сказать, что у них напрочь отсутствует творческое мышление или они никогда не мечтают, очень неправильно. Просто это такой тип людей, в которых эти процессы недостаточно развиты или они ими не пользуются, или не умеют пользоваться. Часто такие люди имеют монотонную типичную жизнь, которая каждый день повторяется одинаково и они действуют по определенному алгоритму, считая, что на большее у них нет времени. Таких людей, на самом деле, очень жаль, поскольку, их жизнь скучна, они не используют те способности, которые даны им природой. Творческое воображение делает из людей индивидуальных, неповторяющихся личностей.
Воображение как психический процесс имеет определенные функции, которые помогают человеку стать особенным.
Познавательная функция содержится в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения человека в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.
Функция прогнозирования предполагает, что свойства воображения помогают человеку представить конечный результат при незавершенном действии. Именно эта функция способствует формированию у людей мечтаний и грез.
Функция понимания отображается в возможности человека предположить, что сейчас переживает человек, какие эмоции его переполняют, какие чувства испытывает. Сходной к этой функции есть состояние эмпатии, когда человек способен проникнуть в мир другого и понять, что того волнует.
Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, человек может предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.
Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.
Функция воспоминания выражается в способности человека вспомнить минувшие события, воссоздать в голове кадры прошлого. Оно сохраняется в виде образов и представлений.
Вышеперечисленные функции не всегда выражаются в полной мере у всех людей. У каждой личности доминирует определенная функция, которая часто определяет характер и поведение человека. Чтобы понять, как создаются образы и представления, необходимо проследить основные пути их создания. Каждый путь – это сложный многоуровневый психический процесс.
Агглютинация – это создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, что появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему подобный. То есть существует исходный предмет, на основе которого формируется прототип. Такой прием очень популярен в создании сказок или мифов.
Акцентирование – это процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в каком-то объекте (человек, предмет, деятельность, явление) и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих работах художники в создании шаржей и карикатур.
Типизация – это процесс выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.
Все вышеперечисленные приемы воображения активно применяются в психологии, творчестве, даже научной деятельности. Например, в медицине, создают новые лекарства на основе уже имеющихся. Также современная техника, электроника, гаджеты, изобретения разрабатывались на базе существующих ранее знаний, схем, теорий и умений. Собрав из них самую главную информацию, переработав ее, ученые получают совершенно новый продукт. Если бы у людей отсутствовало воображение, человечество ни смогло бы прогрессировать во всех сферах и видах деятельности.
Воображение как психический процесс предполагает создание новых образов, основываясь на имеющемся существующем опыте. Идеи, проявляемые в изображениях в голове человека пока не начали воплощаться в жизнь, не существуют, но есть вероятность, что в будущем они смогут быть воплощены в жизнь. Данный процесс основывается на переформулировке сведений и впечатлений субъекта. Чем больше ситуация кажется непонятной и сложной, тем больше задействуется процесс воображения. Этот процесс обладает немалым значением в профессиональной деятельности человека. Также оно очень влияет на чувства и эмоции, и играет большую роль в развитии личности.
В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности регулировать и управлять ее деятельностью, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Помогает создавать и использовать образы действительности. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает стрессы и состояния депрессии. С помощью воображения индивид способен планировать свою будущую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности.
Человек отражает окружающую реальность в основном образным способом. Образ — нестатическое явление, оно имеет свойство постоянно меняться. Данный процесс имеет динамичную связь с объектами окружающей действительности. Следовательно, воображение – это не какая-то абстракция, а конкретный процесс, связанный с реальной психической деятельностью субъекта. Эта деятельность по своей природе также динамическая.
Воображение является процессом самопознания человека, раскрытия своих способностей, других людей и окружающий мир, происходящие события. Это особенная форма человеческой психики, занимающая место между восприятием, памятью и процессами мышления. Наглядно-образное мышление и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и дает возможность проявлять находчивость в незнакомой ситуации, находить решение задачи, не применяя при этом никаких действий.
Виды воображения
Самые основные типы воображения человека — пассивное и активное. Каждое из них делится на подгруппы. Среди них произвольное, непроизвольное, творческое, репродуктивное воображение и т.д. Рассмотрим подробнее.
Пассивное
Такое воображение может иметь цель. Его можно регулировать и направлять, используя сознание и силу воли. Также оно бывает непроизвольным, то есть работающим на уровне подсознания.
Операции воображения имеют разную степень осознанности и неосознанности. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.
В случае с непроизвольной разновидностью воображения все происходит спонтанно, бесконтрольно. У вас не появляются образы и ассоциации.
К пассивному непроизвольному виду воображения в психологии относят сны и галлюцинации:
- Сны — результат работы здоровой психики. Это сочетание процессов торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. Во время торможения в игру вступает подсознание, в котором хранится огромное количество самой разной информации. Для примера вспомните детскую игрушку калейдоскоп. Так вот, образы и ассоциации из подсознания смешиваются, переплетаются между собой, вследствие чего и появляются красочные и порой необычные сны.
- Галлюцинации возникают в случае нарушения работы коры головного мозга. Часто они возникают при тяжелых заболеваниях, чрезмерном употреблении алкогольных напитков или наркотических веществ, при расстройствах психики. Бывает и так, что они являются следствием эмоционального перевозбуждения, состояния, когда человек не в силах себя контролировать.
Основное свойство обоих видов — невозможность их контролировать.
Пассивные произвольные виды воображения поддаются контролю. В большинстве своем они связаны с прогнозами на будущее. Человек прогнозирует вероятный, маловероятный и совсем невероятный исход событий. В этом случае фантазию можно не ограничивать.
Пассивное произвольное воображение имеет 2 формы:
- Мечтания — это не просто способ пофантазировать. Это возможность воссоздать образы будущего. И, что самое интересное, они вполне осуществимы. Главное свойство такого воображения в психологии — побуждение человека к активным действиям, к координации своих действий в направлении мечты.
- Грезы ничего общего с реальностью не имеют. Это иллюзия, плод воображения, то, что осуществить не получится.
Иногда сложно увидеть границу между мечтами и грезами. Для наглядности приведем пример. Представьте девушку, которая читает увлекательный роман. По сюжету в главную героиню влюбляется сразу три молодых человека. Если девушка хочет тоже оказаться в такой ситуации — это грезы. А если она хочет написать и издать такую же захватывающую историю — это осуществимая мечта.
Активное
Активное произвольное воображение является самым значимым в жизни человека. Оно применяется практически во всех сферах жизни. Помогает воссоздавать в реальности образы из подсознания.
Согласно классификации видов воображения, активное делится на 2 подвида: репродуктивное и творческое.
Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Взять хотя бы написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.
Есть у творческого воображения и другая интересная особенность. Оно помогает вам видеть ситуацию с разных сторон, генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.
В психологии воображение такого типа связывают с вдохновением, подсознанием, интуицией. Также разработана масса приемов творческого воображения, использование которых помогает повысить продуктивность, сделать свою деятельность более интересной, увлекательной.
Репродуктивное воображение по-другому называется воссоздающим. Оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Что же можно представить? Есть ряд примеров:
- дом по составленному проекту;
- рисунок, связанный по схеме;
- героя, описание которого дано в книге;
- торт или другое блюдо, которое будет приготовлено по рецепту.
Воссоздающее воображение имеет интересную характеристику. Все образы основаны на том, что человек уже знает. Взять, к примеру, вышеописанный проект дома. Понять его может только тот человек, который имеет специальные знания и умения.
РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Роль воображения в психической деятельности человека
Содержание
Введение
1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности
1.1 Характеристика процесса воображения
1.2 Роль воображения в психической деятельности человека
2. Дифференциальные характеристики воображения
2.1 Индивидуальные особенности дифференциации воображения
2.2 Этапы развития воображения
2.3 Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Воображение, как и любая человеческая способность, требует развития. В настоящее время в психологии различают следующие подходы к понятию «способность» — общепсихологический и дифференциально-психологический. Согласно данным направлениям способностями признаются любые проявления возможностей человека. В центре проблемы оказывается вопрос о том, как эффективнее развивать возможности всех людей, включая их знания и умения.
По мнению К.Д. Ушинского, ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний. Следовательно, проблема способностей приобретает психолого-педагогический оттенок. Получается, что все люди способные, все всё могут. В книге В.Н. Дружинина «Психология общих способностей», эта традиция находит свое продолжение, так как под общими способностями понимается интеллект, обучаемость, креативность. В нашей стране в 1920-1930-е гг. проблема способностей изучалась главным образом в рамках психотехники с использованием методов тестирования. Новый шаг в теоретическом осмыслении проблемы был сделан в 1930-1940-е гг. благодаря работам С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. В последующий период большой вклад в разработку этой темы внесли труды Т.И. Артемьевой, Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова.
Воображение является очень важной и ценной психической способностью, скудное или плохо развитое воображение не способно доставить своему владельцу столько же положительных моментов, как тому, у кого оно развито намного сильнее. Существенные различия между людьми выявляются, например, в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения, они могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека и является очень важно частью в развитии его психических характеристик.
Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.
Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — его воплощение на практике.
Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения. [3, с.118]
Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т.е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.
Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т.д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т.е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности. [7, с.16-17]
Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.
В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.
Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения. [9, с.230]
Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.
Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.
Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и па двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп. [6, с.67-68]
Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу. [9, с.235]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение — это процесс создания образов тех явлений, которые не воспринимаются в данный момент — стало предметом дифференциального анализа в конце прошлого века. Воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.
воображение психический воображаемый образ
Дифференциацией — называется отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям. Дифференциация одновременно является и естественным процессом психического роста, и сознательным психологическим мероприятием — она необходима для процесса индивидуализации. Это касается, в том числе и процесса воображения. Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего. [5, с.186]
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.
Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых. [3, с.120]
Еще Ф. Гальтон в серии своих обширных экспериментов пытался обнаружить, какие формы воображения существуют. В современных исследованиях активно изучается такая форма воображения как грезы и мечты — самостоятельное создание новых образов желаемого.
Оказывается те, кого можно назвать «мечтателями», проявляют большую осознанность в отношении самих себя, они хорошо помнят свои ночные видения и проявляют меньшую тенденцию подавлять свои мысли. Мечтатели отчетливее представляют себе те вещи, которые их тревожат и проявляют желание сообщать о них. Американский психолог Джордж Сингер в 1966 г выявил на основе применения факторного анализа данных, семь паттернов, характеризующих индивидуальные различия в области вторичных представлений — грез. Первые два фактора отражали частоту (склонность иметь часто разные грезы или редко лишь некоторые) и удовлетворенность (восприятие грез как нормальной части своей жизни, признание их также в качестве способа, помогающего решать некоторые проблемы). Остальные пять факторов были связаны с содержанием грез такого характера:
Самообвинение (темы вины, мук совести, депрессии посещают в течение дня людей с высокими показателями по этому фактору);
Невротическая самопогруженность (чрезмерное внимание к характеристикам и реакциям собственного тела, связанное с тревожностью);
Причудливость (например, чья-то голова, плывущая в космическом пространстве);
Калейдоскопичность — «проходящий сквозь сознание поток фрагментарных кусочков образов» (что характерно для людей легко отвлекающихся и скучающих);
Реалистичность (положительно коррелирует с эмоциональной стабильностью и любознательностью по отношению к физическому миру; оказывает позитивное влияние на процесс планирования и научного анализа). [4, с.159]
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.
Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. [1, с.142-143]
Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность — игра.
Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.
Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.
Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т.д.), он активизирует процесс воображения. Для этого ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в возрасте 4-5 лет начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом. [2, с.58-60]
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.
Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника. [8, с.104]
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.
Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т.е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.
С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них. [4, с.161-162]
Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т.е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества и т.д.
Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т.е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.
Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.
Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям. [5, с. 199]
Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.
Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.
Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.
И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.
Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ. [8, с.106]
Таким образом, можно выделить следующие выводы: во-первых, наиболее часто люди различаются по степени яркости образов воображения. В современных исследованиях активно изучается такая форма воображения как грезы и мечты — самостоятельное создание новых образов желаемого. Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия, далее с появлением и овладением речи, позже увеличением практического опыта и развитием внимания, а так же этап развития воображения связан с появлением его активных форм.
Воображение — это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Дифференциация воображение происходит в первую очередь от того, что воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.
Воображение — это процесс создания образов тех явлений, которые не воспринимаются в данный момент. Воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.
Во-вторых, наиболее часто люди различаются по степени яркости образов воображения. В современных исследованиях активно изучается такая форма воображения как грезы и мечты — самостоятельное создание новых образов желаемого. Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия, далее с появлением и овладением речи, позже увеличением практического опыта и развитием внимания, а так же этап развития воображения связан с появлением его активных форм.
- Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. СПб.: Речь, 2004. — 168с.
- Иосселиани Д.А. Сомнение + воображение = изобретатель // Изобретательство. 2007. Т.7. № 10. С.58-60.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. — 592с.
- Машков В.Н. Дифференциальная психология человека. СПб.: Питер, 2008. — 288с.
- Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М.: Флинт, 2008. — 280с.
- Ноговицын О.М. Существование и воображение // Вопросы культурологии. 2008. № 11. С.67-69.
- Новикова Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности. // Педагогика искусства. 2007. № 1. С.10-17.
- Сыромятников И.В., Чуванькин Д.В. Воображение и условия его развития у обучаемых // Инновации в образовании. 2008. № 3. С.104-124.
- Соловей Л.Б. Факторы, влияющие на развитие воображения // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. 2008. № 76-2. С.230-235.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001. — 224с.
- Торшилова Е. Воображение как сотворчество: уровни развития // Искусство в школе. 2007. № 6. С.12-15.
Создание образов
Человек создает образы в воображении несколькими способами:
- Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
- Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
- Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.
Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.
Что дает воображение человеку
Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:
- помогает в общении с другими людьми;
- дает возможность визуализировать цель;
- способствует развитию творческих талантов;
- участвует в принятии решений и создании новых идей;
- помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.
Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.
А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.
Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.
Как развить воображение
Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.
У взрослых
Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:
- Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
- Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
- Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
- Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
- Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
- «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.
Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.
У детей
С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.
Как же развить детское воображение?
- Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
- Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
- Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
- Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.
Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.
Воображение, его функции и виды
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Функции, которые выполняет воображение:
— целеполагание и планирование
(будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта);
— познавательная
(воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие);
— приспособительная
(воображение позволяет снять возникающий в психике ребенка конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего);
— психотерапевтическая
(например, дети рассказывают «страшилки» в качестве своеобразной защиты от страхов).
По степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть непроизвольным
( пассивным ) и произвольным ( активным ).
По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее
( репродуктивное ) и творческое .
Воссоздающее
воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые для данного индивида образы, которые объективно уже существуют в определенных предметах культуры.
Творческое
воображение является самостоятельным созданием новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое или условное описание.
Особой формой воображения является мечта.
Она всегда направлена в грядущее, позволяет человеку намечать будущее и организовывать поведение для его осуществления.
Необходимым элементом научного и художественного творчества является фантазия
.В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объяснение непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит.
Для создания новых и преобразования уже существующих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится:
— комбинирование
— сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых более или менее необычных комбинациях;
— агглютинация
— создание новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых ; — акцентирование
— подчеркивание тех или иных черт — осуществляется на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления;
— гиперболизация
— увеличение или уменьшение предметов, явлений или образов.
Степень легкости или трудности мысленного преобразования предметов, действий, явлений в большой мере характеризует отношение личности к миру.
Интеллект и творчество
Интеллект (от лат. — разумение, понимание, постижение) определяется как общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.
Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
В 1905 г. французские ученые А. Бинеи Т. Симон
создали первую тестовую батарею для оценки интеллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Создатели этих тестов рассматривали интеллект как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. Число правильно решенных заданий теста характеризует умственный возраст ребенка.
В 1912 г. немецкий психолог В. Штерн предложил измерять уровень интеллектуального развития с помощью подсчета коэффициента интеллекта, или IQ, который выражается отношением умственного возраста к хронологическому возрасту ребенка.
В 1937 г. Д. Векслер создал шкалу измерения интеллекта не только для детей, но и для взрослых. Он предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, основанную на частоте встречаемости определенного уровня.
Появление тестов интеллекта повлекло за собой постановку новых исследовательских проблем, одна из которых — проблема структуры интеллектуальных способностей.
Концепция Р. Кеттела о двух видах интеллекта.
«Текучий»
интеллект лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию, рассуждению и выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; он имеется у человека при рождении и зависит от фактора наследственности.
«Кристаллизованный»
интеллект выступает при решении задач, требующих соответствующих навыков и использования прошлого опыта; он развивается в процессе жизни человека и зависит преимущественно от влияний среды.
Исследования интеллекта в пожилом возрасте подтверждают модель Р. Кеттела: с возрастом (после 40-50 лет) показатели «текучего» интеллекта снижаются, а показатели «кристаллизованного» остаются почти неизменными.
Концепция Хебба
Интеллект «А»
(потенциальный, врожденный) — служит для развития интеллектуальных способностей личности.
Интеллект «В»
— формируется в результате взаимодействия потенциального (врожденного) интеллекта с окружающей средой.
Оценить можно только «результирующий интеллект
», наблюдая, как человек решает умственные задачи.
Сегодня исследователи склоняются к мнению, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность
, в его основе (с точки зрения Г. Айзенка) лежит генетически детерминированное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации.
В наибольшей степени эта зависимость прослеживается у вербального интеллекта, в несколько меньшей — у невербального («интеллекта действия
»). Невербальный интеллект более тренируем.
Индивидуальный уровень развития интеллекта определяется также рядом средовых влияний: «интеллектуальным климатом
» семьи, порядком рождения ребенка в семье, профессией родителей, широтой социальных контактов в раннем детстве и т.д.
Глава 4. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.
Понятие эмоций и чувств.
Функции и виды эмоций.
Теории эмоций.
Управление эмоциями.
Понятие эмоций и чувств.
Эмоциями и чувстваминазываютпереживание человеком его отношения к явлениям окружающего мира, к себе самому, к тому, что он делает или познает.
Эмоции представляют собой одну из форм отражения объективной действительности, и обязательным условием их возникновения является существование потребностей и их удовлетворение, т.е. положительное или отрицательное состояние.
Эмоции придают жизни вкус и служат источником всех жизненных драм. Из-за любви Отелло убил Дездемону, покончили с собой Ромео и Джульетта. Из любви шах Джехан построил Тадж-Махал.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоции – это сложный комплекс изменений в организме, включающий физиологический уровень активации, субъективные переживания, экспрессивное поведение и сознательный опыт
. Соответственно выделяют четыре составляющие эмоций:
Физиологические механизмы эмоций. Эмоции физиологически возбуждают нас, нашим возбуждением управляет автономная нервная система. Ее симпатический отдел активизирует возбуждение, заставляя надпочечные железы выделять стрессовые гормоны (адреналин и норадреналин). Повышение гормонов вызывает изменения со стороны других органов и систем: учащается сердцебиение и дыхание, повышается артериальное давление и уровень сахара в крови. Когда опасность проходит, парасимпатическая система вступает в действие, успокаивая организм. Сильное и постоянное эмоциональное возбуждение поглощает много энергии и снижает нашу сопротивляемость заболеваниям.
Субъективные переживания. Эмоции включают субъективное осознание, или переживание, элементы удовольствия и неудовольствия, «нравится» или «не нравится». Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.
Экспрессивное поведение. Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимика – выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; «вокальная мимика» — выражение эмоций в интонации и тембре голоса). По поводу экспрессивного компонента эмоции существует гипотеза лицевой обратной связи. Выражения лица не только передают эмоции, они также усиливают их и дают организму сигнал реагировать соответствующим образом.
Сознательный опыт. Эмоции также включают в себя когнитивные процессы, такие как память, восприятие, ожидания и истолкования. Наша оценка ситуации играет ведущую роль в том, какой смысл она для нас имеет.
Функции и виды эмоций.
Понятия «эмоции» и «чувства»
различаются как разные ступени развития эмоциональной формы отражения действительности. Есть мнение, что эмоции – это реакция на ситуацию, на внешние раздражения, в то время как чувства выражают направленность личности и связаны с жизнью человека в обществе.
Эмоции и чувства выполняют следующие функции:
— сигнальная функция
выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями – мимическими, пантомимическими, изменениями голоса, вегетативными реакциями. Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек;
— регулятивная функция
выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия;
— оценочная функция
выражается в обобщенной оценке явлений и событий;
— синтезирующая функция
позволяет соединить, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и функции;
— подкрепляющая функция
выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатляются в памяти;
— переключающая функция
обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяются доминирующие потребности (борьба между страхом и чувством долга);
— приспосабливающая функция
– эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость условий, удовлетворяющих значимые для них потребности.
Эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений:
— фазность
, которая проявляется в нарастающем напряжении и сменяющем его разрешении;
— полярность
– это противоположность переживаемых чувств (радость – печаль, удовольствие – страдание и т.д.);
— особая субъективность
, зависящая от личностной значимости воздействующих на человека предметов и явлений окружающей действительности. Один и тот же предмет, ситуация, случай в разное время могут вызвать у человека различные эмоции.
Эмоции можно классифицировать следующим образом:
По отношению к объекту
– положительные, отрицательные, двойственные (противоположные) и неопределенные (ориентировочные);
По силе проявления
эмоции могут колебаться от слабо выраженных, но весьма длительных настроений, до бурных аффектов, делающих человека иногда невменяемым, и до сильных и длительных страстей;
По влиянию на жизнедеятельность
эмоции делятся на стенические, повышающие жизнедеятельность и дееспособность человека, и астенические – понижающие их;
По направленности
чувства делятся на моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, партии, религии, к другим людям, к самому себе – любовь, ненависть и т.д.); интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью – сомнение, уверенность, любознательность и т.д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств); эстетические (переживания прекрасного и безобразного при восприятии искусства, явлений природы, событий общественной жизни).
По форме протекания
эмоции делят на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.
Чувственный тон
– простейшая форма, под которой понимают эмоциональную окраску, качественный оттенок психического процесса, побуждающий к их сохранению или устранению (цвета, запахи, звуки).
Настроение
– общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.
Эмоции
– это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства (радость, удивление, гнев и т.д.).
Аффект
– сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов.
Фрустрация
– состояние, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Она сопровождается гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать деятельность всего организма. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Фрустрация завит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него норм реагирования на жизненные трудности.
Страсть
по интенсивности переживания приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страстью является сильное, глубокое, длительное и устойчивое переживание с ярко выраженной направленностью на достижение цели или предмета вожделения.
Стресс
– впервые этот термин появился благодаря канадскому физиологу Гансу Селье. Наблюдая за больными и ставя эксперименты над животными, исследователь показал, что любые неблагоприятные воздействия на организм формируют единую универсальную систему защиты. Словом «стресс » Селье назвал состояние, в котором находится организм, испытывающий неблагоприятные экстремальные воздействия.
Согласно Селье, можно выделить три стадии адаптации к стрессовым нагрузкам:
– реакция тревоги
, которая мобилизует первичные механизмы защиты от вредных экстремальных воздействий;
– стадия критической устойчивости
, во время которой организм адаптируется к стрессору на определенный период времени, если положительный эффект не возникает, то наступает дистресс ;
– стадия истощения (дистресс)
– неумолимое следствие воздействия достаточно сильного или достаточно долговременного стрессора, проявляющееся в полной дезорганизации деятельности.
Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного стрессора. В случае длительного и непрерывного воздействия отрицательных эмоций у человека могут возникать нарушения нервной деятельности и функций внутренних органов.
Теории эмоций.
1. Теория Джеймса-Ланге(1884-1885). В конце 19 столетия выдающийся Гарвардский психолог Уильям Джеймс и датский психолог К.Ланге независимо друг от друга выдвинули теорию эмоций, которая на первый взгляд противоречит здравому смыслу. С точки зрения обывателя мы смеемся, потому что мы счастливы, плачем от того, что печальны, и дрожим от страха, потому что боимся. Концепция, получившая известность как теория Джеймса-Ланге, переворачивает все наоборот. Они пришли к выводу, что эмоциональные чувства возникают после телесного возбуждения
. Например, мы видим медведя, убегаем, возбуждаемся и затем чувствуем, что перепугались.
2. Теория Кеннона-Барда(1927). Американские физиологи Уолтер Кеннон и Филипп Бард обосновали «центральную» теорию эмоций. Они предположили, что эмоции и телесное возбуждение происходят одновременно. И то, и другое возникает в мозгу, начинаясь с активизации таламуса. Таламус, в свою очередь, дает сигнал коре и гипоталамусу. Кора порождает наши эмоции и эмоциональное поведение, гипоталамус отвечает за возбуждение тела. Таким образом, если вы видите перед собой опасного медведя, то телесное возбуждение, бегство и чувство страха – все это будет порождено одновременно вследствие активности мозга.
3. Когнитивная теория Шехтера(1971). По Шехтеру, эмоции имеют две составляющие: физическое возбуждение и когнитивную оценку
. Если медведь показался вам недружелюбным, то вы будете интерпретировать ваше возбуждение как страх, а если медведь «предложил пожать лапу», вы, вероятно, обрадуетесь и испытаете облегчение.
4. Информационная теория(1975). Отечественный физиолог П.В.Симонов предложил информационную теорию эмоций, согласно которой эмоция – это функция двух факторов: значения мотивации, или потребности, и разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности, и информацией, доступной субъекту
. Речь идет об информации прагматической, по сути дела, о средствах удовлетворения потребностей. Когда этой информации недостаточно, возникает отрицательная эмоция. Положительная же эмоция возникает в том случае, когда информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с прогнозом.
Управление эмоциями.
Эмоции являются своего рода барометром нашего внутреннего мира, дающим интуитивное знание о нас самих и нашем взаимодействии с другими в данный момент. Поскольку эмоции связаны с психологическим приспособлением, желательно уметь управлять своими эмоциями, тем самым обеспечивая результативность взаимодействия индивида с внешней средой и другими людьми.
Человека, который умеет управлять эмоциями, характеризуют как эмоционально зрелую личность
, которую отличает совокупность устойчивых личностных качеств:
— эмоциональная устойчивость
– способность и готовность к достойным поступкам в любых ситуациях;
— внутреннее спокойствие
– это важное условие сохранения у человека системы личностных ценностей, иерархии мотивов, это ясность ума и четкость поведения, это психологический «иммунитет» от ситуационных «помех», провоцирующих обстоятельств;
— правильное восприятие обстановки
, умение отличать главное от второстепенного;
— знание меры воздействия на события
– усиление или сдерживание своей мотивации в зависимости от логики развития событий делает мотивационную саморегуляцию личности адекватной и эффективной;
— умение подходить к проблеме с разных точек зрения
– стремление избежать односторонности рассуждений. Любая позиция личности только выиграет от всестороннего анализа того, что составляет ее основу;
— готовность к любым неожиданным событиям
– гибкость, своевременное и адекватное реагирование на внешние изменения;
— восприятие действительности
такой, как она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы ее видеть. Умение находить в ней положительные и отрицательные, требующие улучшения, стороны предохраняет от искаженного восприятия жизни;
— стремление к выходу за рамки проблемной ситуации
, постоянное стремление к разрешению своих противоречивых отношений с миром, к поиску новых, более содержательных мотивов жизнедеятельности помогает личности повышать жизненную устойчивость в экстремальных ситуациях;
— наблюдательность
– важное условие управления эмоциями: развитие наблюдательности не только за окружающей действительностью, но и за самим собой. Многие ненужные, бесполезные реакции, мысли и действия отпадут, если человек сможет научиться беспристрастно наблюдать за собой;
— дальновидность
– способность понимать внутреннюю логику окружающих событий, видеть перспективу их развития;
— стремление понять других
– выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации;
— умение извлекать положительный опыт из всего происходящего
– учет причин прежних неудач и ошибок и своевременный отказ от сомнительных и неконструктивных побуждений.
Каждый человек может научиться здоровым методам управления своими эмоциями, чтобы выражать их социально приемлемым образом, в нужное время и с нужной интенсивностью.
Пример из жизни
Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.
То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.