Признайтесь, вы хоть раз пытались найти у себя признаки гениальности. Нет? А как же фраза: «Ну, разве я не гений?!» Сколько раз вы произносили ее, сделав что-то исключительное, до чего не додумались окружающие? Но гениальность заключается вовсе не в одной умной вещи, пришедшей на ум. Гениальность – это целый комплекс умственных, творческих и деятельных возможностей, которые выражаются в постоянном проявлении себя. Хотя вопросов в этой области очень и очень много. Кто такие гении? По каким параметрам определяют гениального человека? И можно ли воспитать в себе гениальность?
Гениальность и гениальный человек
Гений это человек, который обладает рядом отличительных качеств. К таким индивидуальным чертам относятся:
- интуиция – способность постижения истины без каких-либо умозаключительных процессов;
- фантазия – сила воображения;
- творчество – деятельность, направленная на создание чего-то абсолютно нового.
Важно! Гений, обладая всеми знаниями культурного наследия предков, не боится перешагнуть через старые нормы и открыть неведанные горизонты в своей области творения.
Гениальность есть наибольшая степень дарования личности, которое человек реализует в своей трудовой деятельности.
Это интересно: Как ссоры в семье влияют на здоровье
Определение и теории проявления
Понятие «гениальность» происходит от латинского genius, что означает дух, род. Определений у слова очень много, но все они сводятся к тому, что это наивысшая степень проявления человеческих умственных и духовных сил. Существует 5 теорий появления гениальности. Рассмотрим каждую из них подробно.
Биологическая
Суть теории: гении рождаются в результате особой перестройки генов. Исследования велись с разных точек зрения. Выдвигались версии, что на возможность родить гения может влиять все, что угодно, от активности сперматозоидов до силы материнского инстинкта. Сегодня ученые склоняются к мнению, что гениальность зависит не от одного гена, а от целой комбинации. Но почему тогда у гениальных родителей рождаются обычные дети. Недаром же говорят, что природа отдыхает на детях гениев. Возможно, что уникальное ДНК как-то переходит через поколения, но пока это только гипотезы.
Понятие в психологии
Если общество определяет гениальность, как искру Божию, то психоаналитики считают её плодом защитного механизма психики – сублимацией. При срабатывании подобной защиты, отвечающей за снятие внутренних напряжений, энергия перенапряжения направляется на достижение целей социального характера. По мнению психологов, гениальная личность способна к инсайту.
Холерик — что это за человек
Кстати. Инсайт – это прорыв на интуитивном уровне при решении поставленной интеллектуальной задачи.
С точки зрения психологии, состояние гениальности не что иное, как отклонение от нормы. Оно носит генетическую предрасположенность и порой граничит с безумием. Такие люди могут обладать пониженным эмоциональным интеллектом, что способствует развитию биполярного аффектного расстройства и шизофрении. В этом случае именно болезнь помогает создавать гениальные шедевры.
Замечено. Гении – «люди не от мира сего», зачастую не приспособлены к обычной жизнедеятельности. Они настолько увлечены своим занятием, что живут в гештальт-моменте («здесь и сейчас»). Такие личности беспомощны в бытовых ситуациях и порой не могут находить общий язык с другими людьми.
Гениальность и помешательство
Гений и не лечишься. Является ли одаренность психическим расстройством?
Исследования Ломброзо во многом основывались на слухах и сплетнях, которые всегда сопровождают жизнь великих людей, однако выводы, к которым он пришел, подтверждались и его последователями: попавшие в поле его зрения гении обладали привычками и чертами характера, свойственными для умалишенных. Это и повышенная чувствительность, великолепно развитая интуиция, эмоциональность, чрезвычайно высокая эмпатия, бессознательность творчества и сильная рассеянность, смена периодов кипучей деятельности и подавленности, обидчивость и ранимость, тщеславие. Кроме того, некоторые из описанных Ломброзо гениев страдали пристрастием к алкоголю и другим психоактивным веществам — от относительно безобидного кофе до весьма вредного опия. Подобные черты, к слову, часто приписывают для достоверности образа и вымышленным гениям — вспомните хотя бы Шерлока Холмса и его меланхолию, которую тот лечил при помощи скрипки, кокаина и стрельбы из револьвера по миссис Хадсон стенам собственной комнаты.
В одном из исследований, опубликованных в «Индийском журнале психологии», в частности, утверждается, что для успешной творческой деятельности необходимы следующие компоненты: знания и навыки, способность к нестандартному мышлению, мотивация, интеллект выше среднего и подходящие условия внешней среды. Авторы упоминают подтвержденную статистикой гипотезу о том, что люди с творческими способностями обычно имеют IQ выше 120 пунктов, однако другие источники утверждают, что это относится лишь к понятию «творческий потенциал». «Творческим потенциалом» психологи называют способность создавать что-то новое и необычное, например, написать фантастический роман. В то время как «творческое достижение» — это, собственно, фактическая реализация такого потенциала, то есть, факт написания романа. И для этого высокий IQ по мнению ученых как раз-таки не нужен. Что, в общем, подтверждается эмпирическим путем: достаточно почитать современную фантастику.
Но есть в упомянутом исследовании еще один интересный аспект: та же статистика продемонстрировала, что частота проявления психопатологических симптомов среди творцов обычно выше, чем среди населения в целом. Также ученые о.
Наиболее распространенное среди представителей «креативных профессий» явление — это депрессия в ее клиническом определении. За ней следуют такие расстройства, как алкоголизм, наркомания, биполярные аффективные расстройства (маниакально-депрессивные психозы), заболевания шизофренического спектра и различные суицидальные проявления. При этом для разных сфер творческой деятельности показатели тоже разнятся. Авторы исследования утверждают, что, например, почти 87% знаменитых поэтов страдали от той или иной формы психопатологии, а среди выдающихся ученых этот показатель достигает лишь 28%, что близко к средним показателям в популяции. Более того, в семьях, подаривших миру сразу нескольких талантливых людей, психические расстройства встречаются чаще, чем в семьях, обделенных талантами. Проведенные экспертами психометрические исследования демонстрируют, что очень многие одаренные люди могут проявлять те же симптомы, что и пациенты с психиатрическими патологиями, но у первых они обычно слабее и мягче выражены. Кроме того, некоторые гении научились использовать эти проявления в своих интересах как один из творческих инструментов.
Нейробиологи полагают, что творческий процесс и некоторые психопатологии используют одни и те же когнитивные механизмы. Современные исследования в целом опровергли предположение о том, что правое полушарие мозга ответственно за творчество, страсть, чувственность и поэтичность, в то время как левое — за логическое и ассоциативное мышление. В творческом процессе задействованы сложные «нейросети», структура которых охватывает оба полушария. А вот происходящие в глубинах мозга физиологические процессы, его электрическая активность в процессе написания, например, картины, очень напоминает то, что демонстрирует энцефалограмма страдающего галлюцинациями человека. Это натолкнуло ученых на мысль о том, что творчество тесно связано с процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе, которые, в свою очередь, завязаны на баланс нейромедиаторов, прежде всего, дофамина. Например, в ходе решения творческих задач подопытные часто приходят в возбужденное состояние, и порой не могут сосредоточиться на одном действии, одновременно пытаясь делать свою основную работу, искать необходимую или полезную информацию, и поминутно отвлекаясь на просмотр котиков в интернете «для вдохновения». Схожее поведение демонстрируют люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Многие ученые отмечают тесную связь между расстройствами настроения и художественным творчеством. Упомянутые в «Индийском журнале психологии» исследования свидетельствуют, что субъекты с циклотимией и маниакально-депрессивными состояниями имели более высокие оценки творческих способностей, чем контрольная группа. Это не означает, что каждый пациент с биполяркой — безусловный гений, но среди талантливых людей встречается немало страдающих аффективными расстройствами. Авторы статьи прямо утверждают: «несколько исследований показывают, что креативность особенно высока среди людей с легкой формой биполярного расстройства».
Совершенно иная картина складывается с шизофренией. В этом отношении Джон Нэш был, скорее, исключением: ученые утверждают, что лишь некоторые виды шизотипии способствует творческим достижениям, в то время как полномасштабная шизофрения, наоборот, подавляет креативный потенциал. Страдающий шизофренией человек, безусловно, способен порождать оригинальные, неожиданные и нетипичные идеи, что удовлетворяет одному из обязательных критериев творчества — нестандартному мышлению, но не всегда в состоянии обуздать и структурировать этот поток образов и мыслей, чтобы превратить задумку в действие. Шизофреник не может отобрать из многообразия своих идей наиболее перспективные и полезные и целенаправленно развивать их, отбросив менее эффективные решения, чтобы найти таким образом блестящее решение задачи. Именно это и отличает болезнь от гениальности. Для шизофрении характерна дезорганизация, физическая и социальная ангедония (трудности с получением удовольствия от социальных взаимодействий и действий, которые обычно приносят положительные эмоции большинству людей). Это оказывает негативное влияние на творческие способности.
В работе Линды Принг, Николы Райдер и Лауры Крейн, в частности, сказано, что люди с расстройствами аутического спектра часто проявляют высокие способности к математике, музыке и изобразительному искусству. Впрочем, то, что некоторые аутисты обладают целым рядом скрытых способностей, уже давно ни для кого не секрет.
В непосредственной связи между талантом и психопатологиями есть все же некоторые сомнения, о чем говорит в своей статье BBC Future. Хотя частично выводы автора этой публикации совпадают с уже озвученными выше доводами индийских психологов: «Используя данные официальной переписи населения Швеции, исследователи установили, что среди представителей подобных творческих профессий в 1,35 раза чаще встречаются люди, страдающие биполярным расстройством (которое ранее называлось маниакально-депрессивным психозом), однако симптомы тревожности, депрессии или шизофрении наблюдаются у них в той же мере, что и у специалистов из других сфер». Аргументом в пользу наличия подобной связи являются исследования американского психолога Кей Редфилд Джемисон, против — публикации английского врача Хэвлока Эллиса, который никакой корреляции, наоборот, не обнаружил.
Однако велик список талантов, чьи психологические отклонения или серьезные психиатрические диагнозы были подтверждены документально. Это, в частности, Николай Васильевич Гоголь, Эрнест Хемингуэй, Эдгар Аллан По, Микеланджело, Винсент Ван Гог, Роберт Шуман, Моцарт, Бетховен, Джон Нэш, Вуди Аллен и многие, многие другие. Но гораздо больше тех, кто балансирует в пограничном состоянии, то есть, проявляет очевидные способности в какой-то творческой сфере, однако пока еще не окончательно поехал кукухой. Помимо представителей именно творческих профессий — писателей, художников, поэтов или актеров, широко известны случаи ментальных отклонений у талантливых людей, проявивших себя в совершенно других областях человеческой деятельности.
Самой известной, пожалуй, является история Джона Форбса Нэша, американского математика, лауреата Нобелевской премии в области экономических наук и Абелевской премии, послужившего прототипом главного героя книги Сильвии Назар и ее одноименной экранизации «Игры Разума». Нэш страдал параноидальной шизофренией, от которой долго и с переменным успехом лечился. Со временем ученый смирился со своей болезнью, вернее, научился не обращать внимания на ее симптомы, что заметно помогало ему как в жизни, так и в работе.
Если же мы посмотрим на список знаменитостей, страдавших биполярным расстройством личности, то увидим, что его преимущественно составляют композиторы, художники, писатели, артисты, реже — спортсмены, политики и общественные деятели. Встречаются среди них и довольно неожиданные персоны, такие как, например, Вивиан Ли, актриса, сыгравшая Скарлетт в классической экранизации «Унесенных ветром», известный музыкант Френк Синатра, Кэтрин Зета-Джонс, Селена Гомес, знаменитый режиссер Френсис Форд Коппола, а также человек-шпагат Жан-Клод Ван Дамм.
Помимо прочего Ван Дамм страдал от пагубного пристрастия к кокаину, к которому приобщился, по его собственным словам, из-за крайне напряженного графика съемок. Актер утверждал, что тратил на это вещество порядка 10 000 долларов в неделю и потреблял до 10 граммов в день. В результате в 1999 году он был арестован за вождение в нетрезвом виде, после чего проходил длительный курс реабилитации от наркозависимости. Диагноз «биполярное аффективное расстройство» артисту поставили в 1998 году, тогда же ему была назначена постоянная медикаментозная терапия. В реалити-шоу «Behind Closed Doors» в 2001 году Ван Дамм говорил о том, что перепадами настроения он страдает давно, но с возрастом это превратилось в серьезную проблему: «Когда я был молод, у меня было такое колеблющееся настроение. Но что я могу сделать? У меня сильное биполярное расстройство, и я принимаю лекарства от этого…».
Еще одним известным деятелем кино с биполярным аффективным расстройством и циклотимией является известный британский комедийный актер и режиссер Стивен Фрай. О своем заболевании Фрай даже снял документальный фильм «Секретная жизнь манимакально-депрессивного пациента» (The Secret Life of the Manic Depressive), удостоенный премии «Эмми» и номинированный на British Academy Television Awards в 2007 году. В фильме Фрай взял интервью у других известных актеров с таким же диагнозом: Робби Уильямса, Кэрри Фишер, Ричарда Дрейфуса и Тони Слэттери.
Заболевание заметно мешало Стивену Фраю на протяжении всей его карьеры: резкие перепады настроения и неожиданные приступы депрессии часто приводили к тому, что он бросал все дела и убегал со съемочной площадки или театральной сцены. Наиболее ярким эпизодом является подобный случай в 1995 году во время подготовки к премьере спектакля West End Cell Mates, когда Фрай покинул театр, сел на паром, идущий из Англии в Европу, и фактически пропал без вести, объявившись лишь через пару дней в Бельгии. Фрай несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, в последний раз это случилось в 2012 году. Он рассказал в интервью Ричарду Херрингу, как это произошло: во время очередных заграничных съемок в результате нервного срыва артист принял «огромное количество таблеток и огромное количество водки», после чего его пришлось вернуть в Великобританию, чтобы он находился под присмотром врачей. Только регулярный прием назначенных медиками препаратов помог Фраю, по его собственным словам, стабилизировать состояние и ослабить проявления недуга.
Большинство исследователей, изучавших вопросы гениальности и психического здоровья, пришли к выводу, что одаренность часто проявляется еще в детстве. Однако яркие способности в той или иной области часто вызывают противодействие и агрессию со стороны общества. Талантливых детей преследуют и травят, считая выскочками. Учителя, сверстники и зачастую даже родители одергивают их, призывают «быть как все». Подавленное стремление к самовыражению часто и выливается либо в депрессии, либо в ментальные расстройства, либо приводит к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами.
Проведенное А.М. Людвигом исследование 1000 выдающихся людей, чьи биографии были опубликованы в New York Times Book Review с 1960 по 1990 год, показало высокий уровень злоупотребления алкоголем среди художников и особенно писателей. Эрнеста Хемингуэя можно назвать хорошим примером гениального автора, которого алкоголизм сначала привел к Нобелевской премии по литературе, а потом — к преждевременной смерти. Чарльз Диккенс страдал от пристрастия к опиуму, которое также сыграло трагическую роль в его судьбе. Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Френсис Скотт Фицджеральд, О.Генри, Эдгар Аллан По, Эрих Мария Ремарк, Сергей Довлатов — эти имена у всех на слуху, и все эти талантливые люди страдали алкоголизмом.
Как бы то ни было, единственное, что мы сейчас совершенно точно знаем о таланте и гениальности, это то, что об этих явлениях известно очень мало. Они по-прежнему слабо изучены, и потому можно строить на этот счет почти любые предположения, которые в итоге могут оказаться верными. Одно можно сказать с определенностью: все гении — немного с прибабахом. И от этого никуда не деться.
VDS серверы от Маклауд просто сумасшедше быстрые.
Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!
Откуда произошло слово «гений»
Пессимист — что это за человек
По латыни это слово будет писаться как genius, переводиться как «дух». Ещё в мифологии древнего Рима существовали духи – гении (личные для человека). Считалось, что у особо выдающихся людей – сильный личный дух. Поэтому со времён Гая Юлия Цезаря (Октавиана Августа) это слово стало синонимом к словам «вдохновение» и «талант».
Толкование слова
Гениальность
Гениальность – это высочайший уровень уникальной реализации творческих, умственных, деятельных возможностей личности, которые выражаются в науке, творчестве, изобретениях. Это достижения, способные вывести какую-то из областей человеческого проявления на новый уровень развития. Гениальность человека сопряжена с понятиями вдохновения, новаторства, незаурядности, подразумевает высшую степень продуктивности и скорости реализации относительно среднестатистического представителя. Точки зрения касательно определения гениальности разноплановые, от искры божественной до обусловленности психическими отклонениями. Психоанализ рассматривает гениальность как плод сублимации интимности, гештальт-подход как способность личности к инсайту.
Гениальность это в психологии уникальное отклонение от нормы большинства, которое встречается реже всех остальных отклонений, имеет сопутствующие иные отклонения, касающиеся организма.
Гениальность одно из самых неуловимых и самых захватывающих понятий в психологии. Что такое сверходаренность и точные параметры ее определения не установлены. Ученые, философы, психологи предпринимали в течение веков множественные попытки объяснения природы возникновения гениальности. Однако общим признается то, что гениальность предусматривает превышающие уровень среднестатистического человека творческие способности, которые касаются любой области, т.е. гениальный человек способен на достаточно высокие результаты и в тех областях, которые не являются смежными с основной его одаренностью. Оценка этих умений производится в контексте социальной культуры и времени, в котором живет человек, т.к. гениальность явление социальное и рассматриваться может только при сопоставлении социально-временных условий.
Гениальность человека определяется четырьмя типами теорий.
Патологическая теория находит связь гениальности с безумием; возникла из наблюдений за гениями, у которых часто наблюдались нервные расстройства, трансовые состояние, склонность к неврозу и прочее. Особенности, свойственные гениям также присущи помешанным (бессознательность творчества, повышенная чувствительность, резкая смена настроения и прочее), однако люди с психическими нарушениями не производят гениальных творений.
Проблема гениальности, природа явления
Одаренность, гениальность часто ассоциируется с ранним развитием и врождёнными способностями. Предполагают, что ребёнок рождается гениальным или посредственным. Интересно, а если гениальный ребёнок родится и проведёт в обществе зверей, сможет ли он стать, кем должен быть — великим человеком? Конечно, нет, ребёнок развивается в процессе взаимодействия с людьми, воспитание играет ключевую роль.
«Маугли» не приспособлены к жизни в обществе, обладают повадками зверей.
А значит, природа гениальности имеет два фактора: врождённые параметры, свойства человека и среда обитания, воспитания. Во многом определяющим является влияние родителей, способы общения, какие идеи несут детям, умеют ли заинтересовать, привить любовь к познанию мира.
Часто в программах, посвящённых гениальным детям, они сами благодарят родителей, мам за помощь в обучении, понимая, что своими успехами во многом обязаны близким людям. Это обоюдный процесс — желание ребёнка и помощь родителей. Что первично — интерес, способности или воспитание, обучение?
Мудрые педагоги умеют с ранних лет заинтересовать детей, обращают внимание на явления жизни — дождь, снег, времена года, природу. А занятия проводят в игровой форме. Ребёнок воспринимает мир на эмоциональном уровне, поэтому часто сложно заставить обучаться.
Давайте определим понятие гениальность, в чём суть явления?
Гениальность — наиболее высокий уровень развития интеллекта, творческого потенциала, позволяющий делать научные открытия, предлагать новые философские концепции, создавать великие произведения искусства.
Гениальность позволяет влиять на общественный прогресс, такие люди часто опережают время, помогают в развитии общества, проявляют себя в науке, культуре, общественной деятельности. Часто такие люди являются новаторами, первооткрывателями, рационализаторами.
Что отличает гениальных людей, какие особенности поведения, психики, физиологии?
- Креативность мышления — нестандартный подход в решении вопросов, задач. Стремятся найти новые способы и подходы к жизни, что помогает создавать открытия в науке, технике, создании шедевров искусства.
- Продуктивность в определённой сфере — гении проявляются обычно в определённой сфере — искусство или наука, могут иметь математический или гуманитарный склад ума. В школе не стремятся быть отличниками, предпочитают фокусироваться на любимых предметах. Именно это удивляет: многие успешные люди даже не окончили школу или вуз, но преуспели в жизни. Так, Билл Гейтс известный программист и создатель компании Microsoft, не поступил в своё время в вуз, а Эйнштейн плохо учился в начальных классах и считался отсталым ребёнком. Максим Горький имел лишь 2 класса образования за спиной, но стал известным писателем, классиком.Поэтому задача родителей — не заставлять учиться всему, а развивать врождённые способности различными способами, давать свободу самореализации.
- Понимание призвания — гениальные люди чувствуют свою сферу на подсознательном уровне. Стремятся к наилучшим результатам путём проб и ошибок, никогда не сдаются. Добиваются желаемого любыми путями. Ими руководит высшая идея: сделать открытие для мира или написать полезное, интересное произведение. Но главное — не стремиться создать шедевр, а делать что-то для людей. Именно высшая цель помогает им преодолевать все препятствия на пути.Проблема гениальности, аргументы в пользу идейного мышления и стремления к самореализации.
- Настойчивость — гению нужна настойчивость, чтобы пробиться сквозь асфальт, оставить след в истории жизни, запомниться на века. Среди таких людей нет бесхарактерных и слабых. Они все личности с большой буквы. Мы сравниваем великих спортсменов и деятелей с гениями и талантами, но во многом они преуспевают благодаря труду и настойчивости. Так, Шварцнеггер, Майк Джордан и Уилл Смит считают свой успех результатом труда и настойчивости.
- Уверенность в себе — гении знают, что призваны создать что-то новое, внести вклад в общественную жизнь. Конечно, они опережают время, именно поэтому их творения не всегда признают при жизни, как с Ван Гогом, но многие блистают и при жизни, поражая окружающих музыкой, творениями, открытиями. Им присуща смелость, умение рисковать и нестандартно мыслить, понимают, что могут сделать что-то великое и новое в истории, верят в свои силы, потенциал. Никогда не думают о поражении, ищут способы найти, достичь нужного результата, как Эдисон при создании электрической лампочки.
- Используют интуицию — многие гении и великие люди видят пророческие сны, видения. Так, Менделееву приснилась таблица элементов, а Шопен слышал музыку во сне. Мистика? Нет, работа подсознания, которое даже в состоянии покоя, отдыха продолжает решать существующие задачи, помогая сознанию.Гении прислушиваются к внутреннему «Я», развивают интуицию, что помогает в создании шедевров. Часто музыканты говорят: «Произведение пришло ко мне свыше». Это и есть интуиция.Важно слышать внутренний голос, понимать себя и окружающий мир, не зацикливаться на рациональном мышлении, слушать интуицию. Временами гениальные люди специально переходят в состояние покоя, полудрёмы для решения сложных задач, получения вдохновения. Похоже на медитацию, не так ли? Наверное, мудрецы Востока также умели использовать внутренние резервы.
- Особое состояние души и врождённые способности — существует много способных и талантливых людей, а почему так мало гениев? История знает порядка 400 человек, которые признаны во всём мире гениями: Платон, Македонский, Аристотель, Моцарт, Бетховен, Эйнштейн и др. Как этим людям удалось стать лучшими?
Одна из причин — особое восприятие мира, для них нет барьеров и преград, они верят в возможность невозможного и помогают окружающим воспринимать мир иначе. Они часто прирождённые лидеры, осознающие важность своей деятельности, призвания. Такие люди выходят за рамки привычного, отличаются особым мышлением, смелостью взглядов и умением самовыражения, реализации.
Проблема гениальности, аргументы и примеры жизни гениальных людей подтверждают: врождённого таланта мало, важно обладать особыми качествами для его реализации, воплощения идей в жизнь. Как же помочь ребёнку стать гением?
Книги про гениальность, воспитание гениев
Способности, талант, гениальность помогут развить книги для родителей.
Проблема гениальности, аргументы и теории представлены в следующих книгах, которые помогут понять природу гениальности детей и взрослых:
Как помочь детям развить способности, стать гениальными? Среди наиболее полезных книг для воспитания талантливых детей следующая литература:
Автор утверждает, что гениальность лучше развивать в младшем возрасте, с года до шести наиболее подходящий период. Возможности детей безграничны, практически все склонны к запоминанию информации, если организовать интересные занятия в игровой форме.
Проблеск гениальности может проявляться как в раннем возрасте, так и позже, в течение жизни. Психологи определили: талант может развиваться и проявляться всю жизнь, поэтому стоит продолжать экспериментировать, развивать креативность, осваивать новые направления.
Проблема гениальности, аргументы в пользу врождённых талантов или воспитания находятся изначально в противостоянии, но на самом деле дополняют друг друга. Талантливые дети не обязательно обладают особым строением мозга, а вот среда для развития способностей необходима обязательно.
Сейчас в приоритете личные качества, умения, навыки, которые помогаем освоить детям, дать знания, которые игнорируют в школе. Ведь часто дети не понимают, зачем изучают школьные предметы, когда в жизни нужно совсем другое: умение находить решения, строить бизнес, ставить цели, а великие люди достигали многого без образования.
Задача родителей: воспитать счастливого, успешного ребёнка, поэтому не стоит зацикливаться на сверхзнаниях, золотых медалях и грамотах. Пусть живёт своей жизнью, развивает способности, таланты, сохраняя живой и пытливый ум. Родители могут лишь помогать, поддерживать, развивать самостоятельность, стремление к достижениям и самореализации.
Желаем всем талантливых, гениальных и счастливых детей!
Источник
Как воспитать гения
Способности, одаренность, гениальность — понятия схожие по смыслу, однако гениальность является наивысшей степенью таланта, развития человека. В 21 веке учёные, психологи, социологи активно изучают природу гениальности предлагают новые методики воспитания детей, подходы к развитию.
Гений, гениальность — эти слова овеяны тайной и кажутся недостижимыми обычному человеку, но так ли это? Любой ребёнок талантлив по определению, многие имеют способности к нескольким сферам. Почему одни становятся успешнее других, и оценки в школе не помогают в будущей жизни? Помогут найти ответы рекомендации специалистов по воспитанию гениев.
Проблема гениальности, аргументы в пользу воспитания гениев. Программа развития гениальности:
- Определить способности, тип мышления ребёнка — для определения способа развития и воспитания ребёнка важно понимать его способ восприятия мира, интересы, наклонности. Существуют тесты, характеристики , помогающие понять ребёнка. В книге «Как развить в ребёнке гениальность и харизму» говорится о десяти типах мышления у детей, причём у каждого свои особенности и предрасположенности.Поняв ребёнка, легче найти подход к воспитанию, определить, какие таланты развивать, какую дорогу в жизни выбрать.
- Помогать в развитии, не мешать — наблюдая определённые интересы, увлечения, стоит поддерживать стремления ребёнка к развитию, не мешать и не навязывать свои идеи. Главное правило: не навреди. Сколько встречается ситуаций, когда дети из — под палки занимаются спортом или ходят на кружки и в музыкальную школу.Ребёнок должен сам определить, что ему ближе по духу, в чём его скрытая сила, родители могут давать выбор, предлагать, не более.
- Развивать лидерство, харизму — когда ребёнок осознаёт свои преимущества и сильные стороны, то может чувствовать свою силу. Можно предложить обучать других детей, помогать отстающим в классе, проявлять таланты в обществе: выступления, соревнования, концерты. Лидерство — умение вести людей за собой, его развитие возможно при наличии высокой самооценки и ощущения собственной ценности. Ребёнку нужны поддержка родителей и одобрение поступков, жизненного выбора.Проблема гениальности, аргументы за развитие ребёнка, способного стать выдающимся, внести вклад в общественную жизнь. Лидерство — необходимое качество гения.
- Повышать уверенность в себе — развитие талантов и проявление гениальности не бывает без уверенности. Как человек заявит о себе в мире, если привык прятаться от людей, как улитка. Как помочь ребёнку развить уверенность?• Вести Книгу успеха, записывать достижения, позитивные отзывы; • При неудачах вспоминать свой жизненный опыт, у всех бывают сложные периоды, главное — не сдаваться; • Никогда не обобщать — у сложностей есть причины, важно понять их, найти способы достижения результата; получать жизненный опыт — ребёнок развивает уверенность, преодолевая трудности, полезно давать возможность действовать самостоятельно, справляться сначала с простыми заданиями, позже — усложнять; • Позитивное мышление — пример родителей незаменим, если мама не отчаивается и всегда стремится добиться желаемого в жизни, ребёнок тоже будет проще воспринимать неудачи, стремиться преуспеть в своих делах.
- Главное — навыки, а не зубрёжка — школа и образование нужны для выработки навыка к обучению, часто они не успевают за временем, программы не соответствуют современной жизни. Важно уметь найти нужную информацию, заниматься самообразованием. Ребёнка стоит учить полезным навыкам — поиск данных, постановка целей, планирование, достижение нужного результата.Почему преуспевают в жизни троечники? У них часто развита находчивость, креативность, раньше понимают свои наклонности и предпочтение, концентрируют внимание на собственных интересах, не тратят время на неинтересные предметы.
- Развивать настойчивость — для реализации талантов, достижения своих желаний, воплощения мечтаний в жизнь ребёнку понадобится настойчивость. Именно это свойство может даже из небольших задатков развиться до уровня высокого мастерства. Дети, способные упорно ежедневно заниматься любимым делом, обязательно станут лучшими, обгонят сверстников.
- Развивать креативность, нестандартное мышление — сейчас даже взрослые стремятся открыть творческий потенциал и научиться креативному мышлению. Зачем? Это огромное конкурентное преимущество, креативные люди способны создать новую технику, сделать открытия в науке и искусстве, находить решения там, где остальные видят лишь проблемы.Как развивать креативность? • слушать с ребёнком музыку, начиная с беременности, особенно полезна классика (Моцарт, Вивальди), повышает творческие способности также джаз и блюз;
• заниматься лепкой, рисованием, поделками, помогая развить творческое начало. К тому же, работа руками стимулирует развитие мозга, речи;
• развивать фантазию, воображение — придумать продолжение сказки, свой сюжет с известными героями, ответы на различные вопросы. Например: куда летят облака, куда идёт эта женщина, куда летит самолёт в небе? Пусть ребёнок учится придумывать и фантазировать. Можно сочинять истории, разыгрывать пантомимы. Это качество поможет находить новые подходы в жизни, мыслить иначе, чем другие.
Проблема гениальности, аргументы за развитие нестандартного мышления, которое считается ключевым фактором отличия гениев.
- Свобода выбора — ребёнку стоит попробовать себя в разных занятиях, направлениях, чтобы определить, к чему больше тянет, есть способности, что интереснее, приятнее. Важно экспериментировать, пробовать — спорт, музыка, техника. Не стоит зацикливаться на поиске талантов, любой ребёнок может стать гениальным при наличии интереса к занятиями и постоянном совершенствовании умений.На определённом этапе жизни сделает выбор, может заняться серьёзно основным направлением по собственному решению. Не нужно заставлять детей, уговаривать, пусть почувствует, что ближе.
- Не останавливаться на достигнутом — заметив склонности к лингвистике и хорошему запоминанию слов, можно учить несколько языков. Почему только английский? Есть ещё немецкий, китайский, французский и другие языки. В будущем это будет преимуществом. Для музыкантов — полезно уметь играть на нескольких инструментах, такие специалисты также ценятся больше и могут преуспеть в концертных выступлениях или создании музыки. Универсальность и разносторонность всегда в цене. Важно уметь быстро приспосабливаться и адаптироваться в условиях жизни.
- Будьте объективны — не стоит реализовать в детях свои мечты, направлять в медицину или юриспруденцию, потому что у самих не получилось. Также и негативный опыт в жизни родителей не должен мешать детям. Они другие и могут преуспеть в любой сфере, близкой по духу.
Очень важно ребёнку самостоятельно выбирать профессию и жизненный путь. Ведь, когда решают родители — дети в будущем страдают от нелюбимой работы или меняют сферу деятельности спустя годы, а время уже не вернёшь. Задача родителей: вырастить счастливого и успешного ребёнка, помочь найти призвание в жизни.
Способность, гениальность можно развить и помочь ребёнку преуспеть в жизни, проявить себя, реализовать таланты. Родителям стоит учить их полезным навыкам и умениям, а креативность, уверенность и настойчивость наиболее важные из них.
Это интересно: Как в Букингемском дворце переходят на зимнее время
Не гений ли я?
На основании различных определений гениальности и исследований на эту тему можно выделить 10 признаков того, что ты гений. Они неоднозначны, и кто-то может с этим поспорить, но если вы найдете у себя хотя бы треть, то впору говорить о своей гениальной натуре.
Теперь вы знаете, как распознать гения в самом себе или другом человеке. Конечно, это не специфические и не характерные признаки. Поэтому не стоит впадать в крайность и на их основании делать вывод, что гений – это ленивый алкоголик-левша, который живет с кошками и занимается написанием юмористических сценариев. Но что-то гениальное в таком человеке точно есть.
Как развить?
И опять же, если основываться на признаках гениальности, кто-то может решить, что нужно начать пить или завести кошку. Гением считается человек, которого подсознательно влечет ко всему этому. В таком случае, можно ли стать гением, и как это сделать? Психология имеет ответ и на этот вопрос. Все-таки гениальность – не врожденный дар, и ее можно развивать. Еще Томас Эдисон писал, что «Гений – это только 1% вдохновения и 99% работы над собой».
Для самых целеустремленных и уверенных в себе людей психологи выделили 10 способов, как стать гением.
Генетическая психопатология
Если взглянуть на так называемую гениальную элиту, то примерно 80-85% всех ее представителей окажутся психически неуравновешенными людьми. И у многих из них были проблемы в семье. Возьмем даже самых известных людей. У А.С. Пушкина была вспыльчивая мать. Критика Белинского В.Г. в детстве били родители. Дедушка А.А. Блока закончил жизнь в психбольнице. Отец Д.Байрона лишил себя жизни. А А.Шопенгауэр стал философом во многом благодаря своей гениальной матери, которая написала порядка 25-ти литературных сочинений. Список можно продолжать очень долго: в биографии почти каждого одаренного человека есть подобные истории.
В 30-е годы ХХ века доктором психотехнических наук Г.В. Сегалиным был введено такое понятие как «эвропатология», которое обобщало психопатологию и генетическую предрасположенность гениев. Ученый долго изучал, как становятся гениями. Сегалин был уверен, что гениальность нельзя рассматривать только с точки зрения психических отклонений. Иначе говоря, не все гении – психи, и не все психи – гении. Но на вопрос: есть ли на свете нормальные гении, Сегалин отвечает прямо. Все же, по его мнению, у гениального человека не может быть абсолютного психического здоровья.
Источник
Основные признаки гения
Если человека зовут гением, что это значит, уже понятно, но как его определить среди других людей?
К сведению. Как утверждает статистика, один признанный гений встречается на 50 млн. человек. К примеру, генетики заявляют, что на сто тысяч новорожденных может родиться всего один потенциальный гений.
Несмотря на маленький процент гениев в обществе, можно определить такого человека по следующим параметрам:
- особому душевному состоянию в сочетании с врождёнными способностями;
- использованию интуиции;
- настойчивости и уверенности в себе;
- инновационности мышления;
- пониманию призвания и продуктивной его реализации в определённой области.
Замечено, что некоторые из таких удивительных людей в детском возрасте фокусируются на чём-то одном. Они могут отставать в школе по другим предметам или даже не справляться со школьной программой.
Интересно. Альберта Эйнштейна считали отсталым ребенком, и он не преуспевал в начальных классах. Максим Горький вообще не писал школьных сочинений и закончил только два класса.
Врождённых признаков гениальности недостаточно, необходимо их выявлять и развивать.
Как вырастить гения
Гениальность не передается по наследству. Нельзя предугадать рождение гения, но известно, что среди мальчиков гении встречаются чаще. У гениальных родителей может родиться обычный ребенок и наоборот. Кстати, рождается 1 гениальный человек на млн. среднестатистических и талантливых людей. Поэтому, прежде чем спросить «Как вырастить гения?», нужно определить, гений ли ваш ребенок. Если нет, то не нужно «насиловать» его, принуждать. Иначе рано или поздно он не выдержит вашего давления и «взорвется».
Можно ли развить гениальность
Если гениальность – это высшая степень одарённости и вдохновения, то необходимо знать, как называются все ступени этой лесенки. Она состоит из следующих позиций:
- задатки – особенности нервной системы человека, на базе которых формируются различные способности личности;
- способности – психологические качества, позволяющие индивиду легко приобретать навыки, знания и умения в различных областях;
- одарённость – сочетание разных развитых способностей;
- талант – выдающиеся способности, которые проявляются и отшлифовываются с приобретением опыта и формируют впоследствии определённые навыки;
- гениальность – высшая форма функционирования личности в интеллектуальном или творческом плане.
Только бесконечный упорный труд, приложенный для прохождения всех этих уровней, приводит к конечному результату.
Уровни способностей
Как из ребенка воспитать гения
Зная, что означает гений, можно, набравшись терпения, внимательно наблюдать за ребёнком, чтобы изначально выявить задатки гениальности.
Важно! Гений определение которого уже понятно, из ребёнка может вырасти. Он будет не тот, каким его желают видеть родители, а тот, который заложен природой.
Говоря простым языком, взрослые обязаны следовать определённой методике, а именно:
- изначально определить, к какому типу относится мышление малыша, и выявить его способности;
- не мешать стремлению маленького человека к самостоятельному развитию и воздерживаться от навязывания своего мнения и идей;
- поддерживать и всячески помогать развитию харизмы и лидерских задатков, они свидетельствуют о высокой самооценке и осознании своих сильных сторон;
- помогать малышу, развивать уверенность в себе – это фундаментальное ощущение для проявления таланта;
- формировать креативность мышления и настойчивость в осуществлении намеченных целей;
- давать ребёнку свободу выбора, быть объективными и прививать умение не останавливаться на достигнутых успехах.
Осторожно. Нельзя направлять деятельность ребёнка туда, куда хочется родителям. Важно позволить ему самостоятельно избрать свой путь и профессию.
Будущий гений
Несбывшиеся профессиональные мечты родителей, боязнь отклониться от общепринятых норм поведения и задачи социальной адаптации – вот только несколько препятствий на пути гениального становления личности. Чтобы стать гением, человек должен мыслить и жить нестандартно. Ненормальность в том понимании, как её трактует общественность, – один из базовых признаков гения.
Что такое гениальность
Гениальность в психологии – это высшая форма развития интеллектуальных и (или) творческих способностей. Гениальность – это высшая форма деятельности, когда человек сам создает что-то новое, творит, определяет закономерности, выводит новые формулы. В мыслях гениального человека нет границ. Он постоянно фантазирует, придумывает, выделяется из толпы. Гений никогда не подчиняется общему мнению, не идет за большинством.
Гений – это человек с творческой (интеллектуальной) одаренностью. Личности с таким качеством отличаются самодостаточностью, наделены талантами в одной или нескольких сферах. Каково значение слова «гений»? Термин образован от латинского слова genius, что означает «рождать, производить». Таким образом, гений – это человек с высшим уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, которые помогают создавать, «рождать» что-то новое, значимое для общества.
Одаренность, талант, гениальность
Гениальность – следующая стадия развития таланта. Талант – это один из уровней развития способностей. Всего их три: одаренность, талант, гениальность. Сами способности тоже требуют развития, они вырастают из задатков.
Дадим определение каждому из понятий:
Главное отличие гениальности от таланта в том, что она сама проявляет себя. Хотя это третий уровень развития способностей, потенциал человека заметен с рождения.
Талант и гениальность
Каждый человек наделен каким-либо талантом, но не каждый человек гениален. Гениальность заметна с раннего детства. Такие дети отличаются любознательностью, активностью, непосредственностью. Они задают вопросы «не по возрасту», рассуждают тоже очень «по-взрослому». Они увлечены своим внутренним миром, с раннего детства отстаивают индивидуальность, самостоятельность.
Стать талантливым может каждый человек. Для этого нужно много работать над своими способностями. Талант на 99 % состоит из усилий, на 1 % из способностей. Чтобы стать гениальной личностью, стараний недостаточно. Нужно иметь врожденные особенности, делающие человека гениальным. Однако при оценке гениальности учитывается время, культура конкретного социума. Труды гения должны опережать то время, в котором он живет, способствовать развитию общества. Гении – движущая сила общественного прогресса. Они часто оказываются непонятыми, становятся изгоями, а их достижения нередко признаются обществом только после смерти автора. Гениальность тесно связана с одаренностью.
В психологии гениальность считается отклонением в психическом развитии. Чаще всего она сочетается с другими отклонениями. Как говорят в быту, все гении не от мира сего. Еще говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Нет, это не так. А вот гениальный человек, действительно, гениален во многом. Он достигает успеха не только в области своей одаренности, но также в смежных областях.
Гениальность и сумасшествие
В психологии существует патологическая теория, согласно которой гениальность тесно связана с безумием. К такому выводу пришли психологи после многолетних наблюдений за гениальными людьми. Были выделены следующие психические отклонения:
Гениев причисляют к психически больным из-за ряда странных особенностей, которые не являются обязательным признаком гениальности, но встречаются довольно часто (закономерности между этими характеристиками и гениальностью были подтверждены экспериментально):
Стоит отметить, что у психически больных людей редко получается создать что-то по-настоящему гениальное, значимое. Безумцы не наделены усидчивостью, аккуратностью, стойкостью характера, целеустремленностью. А без этого создать что-то гениальное невозможно.
Гениями рождаются, но без соответствующих условий развития, работы над собой, гениальность будет подавлена.
Бессмысленные занятия
На протяжении всей истории можно проследить, что все гении занимались такими вещами, что их современники считали это занятиями не имеющими никакого смысла.
— В 1864 английских химик Джон Александр Ньюлендс придумал первый периодическую таблицу элементов, расположив все известные в химии элементы в таблице по атомному весу. За это он был осмеян! — Также были осмеяны братья Райт, сконструировавшие первый самолет и придумавшие систему управления самолетом, которую используют и по сей день. — Отец основатель генетики — Грегор Мендаль, был вообще проигнорировал научным сообществом.
Мозг гения не смотрит на мир также, как и остальная часть человечества, поэтому «бессмысленные занятия» просто необходимы для достижения прогресса.
Признаки гениальности
Кратким описанием гениального индивида можно считать наличие у человека высокого интеллекта, высокой креативности и сопровождение этих характеристик высокой активностью психики. Что такое гениальность помогают разобраться не только сухие научные определения, но также признаки гениальности:
— нестандартное мышление, которое уникально в своем проявлении и стремится к самовыражению, как к первостепенной задаче);
— воображение и внимание к деталям (яркое, нестандартное и живое представление новых миров, концепций, вещей, идей, человек живет буквально погруженный в другой мир);
— перфекционизм и целеустремленность (высокий уровень работоспособности, упорства необходимы для преодоления устоявшихся взглядов общества и достижения наивысших результатов);
— мультипотенциальность (развития способностей сразу в нескольких областях);
— спонтанность, оригинальность поведения (как движущая сила бессознательного);
— высокий уровень самооценки и энергии (неразрывные понятия необходимые для предъявления миру своего творчества и самореализации);
— возраст проявления (одарённость проявляет себя с раннего детства);
— высокая степень чувствительности (гении уделяют много внимания деталям, мимо которых проходят остальные люди, тонко воспринимают происходящее вокруг, более ранимы – все это дает способность к более глубокому анализу происходящего);
— любознательность (постоянное стремление к получению новых знаний, стремление к путешествиям, экспериментам, задаванию вопросов).
При всем разнообразии признаков гениального человека, высокий уровень интеллекта не является основополагающим с точки зрения некоторых авторов, а большую значимость имеет способность взглянуть под другим углом, заметить то, что никто не видел, дивергентность мышления, открытость новому опыту и признание своих ошибок.
Помимо признаков гениальности, стоит выделить признаки гениальности творческого или научного произведения. Это его оригинальность, совершенство выполнения, новизна, опережение своего времени, общественная значимость.
Гениальность имеет общественную направленность и всегда ориентирована на изменение исторических, технических, человеческих характеристик.