Что же такое истерика?
Истерика — это выраженная негативная эмоциональная реакция, главной характеристикой которой является потеря самообладания. Целью истерики всегда является получение желаемого или отказ от нежелаемого. Если хоть однажды ребенку удалось добиться своего таким способом, он будет применять его снова и снова.
Истерический пик характерен для детей раннего возраста — 1,5-3-х лет. В это время развитие происходит очень быстро, но неравномерно. Нервная система, как правило, не успевает за ростом тела, активным познанием мира вашего малыша и ощущением себя в этом мире. Она попросту не справляется с массой впечатлений, которая ежеминутно обрушивается на маленького человека. То же самое касается и более старших детей, которые идут в детский сад, первый класс, переезжают на новое место жительства или вступают в подростковый период. В большинстве случаев одним разом это невеселое представление не ограничивается. Но нужно понимать, что любая истерика — это в первую очередь сообщение об эмоциональном неблагополучии ребенка.
В чем причины такого поведения?
Теоретически можно выделить две причины истеричного поведения ребенка. Первая — физиологическая, когда ребенок хочет есть, пить, ему жарко, он переутомился или плохо себя чувствует. Как правило, речь в таком случае идет о совсем маленьких детях, которые пока не могут сказать о своих потребностях словами. В этом случае лучший способ справиться с истерикой – это дать ребенку то, чего он хочет, то есть накормить, переодеть, приласкать.
Вторая причина обычно связана с плохим воспитанием. Причиной истерики в этом случае может послужить нежелание ребенка убирать игрушки, одеваться, садиться на горшок или, наоборот, желание получить сто первую машинку, шоколадку, надеть юбку, а не платье, идти той дорогой, а не этой. Как правило, такие дети являются центром и кумиром своей семьи. Им потакают во всем, чрезмерно превозносят их достижения и не порицают за отрицательное поведение. Часто истерики встречаются и у детей из излишне строгих или неблагополучных семей: слишком высокие требования родителей и неблагоприятный эмоциональный фон обязательно скажутся на психологическом состоянии ребенка любого возраста.
Истерика у ребенка в 2 года
В 2 года ребенок часто закатывает истерику по любому поводу, как кажется родителям. Почему?
В этом возрасте ребенок уже ходит, начинает активно разговаривать, понимает, как делиться и делать что-то по очереди, учится распознавать свои эмоции. Малыш впервые начинает осознавать себя и пробовать свои врожденные свойства. Но вербальные, физические и эмоциональные навыки еще не развиты до конца и ребенок может легко расстроиться, если ему не удается выразить свои желания словами или сделать что-то самому.
Из-за чего малыш может расстроиться и закатить истерику:
- Вы его не поняли и не дали,что он хотел
- Он не хочет ждать своей очереди
- Ребенок не смог налить молоко/сок в стакан или поймать мяч, но очень хотел
- Малыш также может начать плакать, потому что бутерброд не целый, хотя он его только откусил
- Сегодня он ненавидит макароны, хотя вчера еще обожал
- Мама заговорила в неподходящее время или не так во время игры…
Во время сильной истерики малыш будет кричать, плакать, топать ногами, падать на пол, пинаться, кусаться, бросать вещи.
Истерики в этом возрасте носят эмоциональный характер, когда дети расстроены. Но постепенно ребенок может научиться использовать истерику с целью получить от взрослых то, что он хочет. Поэтому тут очень важно поведение и реакция взрослых на истерику
Проще предупредить
Истерика начинается не сразу, не мгновенно. Внимательная мама всегда увидит те признаки, которые смогут подсказать ей, что вот-вот грянет буря. В этот момент лучше всего постараться переключить внимание ребенка на что-то другое. Классическое: «Ой, смотри, какая собачка/кошечка/птичка!» — здесь придется как нельзя кстати.
Если истерика все-таки началась и ребенок постепенно начинает сам себя все больше и больше накручивать, то и в этот момент еще можно отвлечь малыша, взять на руки и успокоить. А после этого поговорить о том, чем он недоволен. Обязательно нужно учесть, что ребенок еще слишком мал и просто не в состоянии обозначить накопившиеся эмоции иначе, у него не хватит для этого словарного запаса и способности проанализировать свое эмоциональное состояние. Родители должны помочь ему: «Я понимаю, что ты сейчас обижен/зол/раздосадован…», «Я знаю, что ты очень хотел эту игрушку…». Словом, дать понять ребенку, что вы его слышите и сочувствуете ему. Таким образом, вы еще и учите ребенка самому понимать свои чувства.
Детские истерики: что делать?
Как правило, пик детских истерик приходится на 3-4 года, когда ребенок пытается «закрепиться» в обществе, показать, кто он есть на самом деле, а также пытается понять модель поведения с окружающими его людьми. Как говорят многие детские психологи, этот период нужно просто перетерпеть. Со временем истерики прекратятся. Правда, если постоянно реагировать на них, то ребенок продолжит их «применять» и в старшем возрасте. Поэтому главное в этом моменте адекватная реакция, которая позволит остановить детскую истерику. Вот несколько моделей поведения.
- «Молчание – золото». Пожалуй, самая сложная тактика. Отличным ответом на детскую истерику станет молчание, когда не нужно никоим образом показывать, что крики ребенка хоть как-то затрагивают родительское сердце. Можно просто стоять молча, а можно без всяких эмоций заниматься своими делами. На деле всё это не так уж и просто сделать, особенно когда всё происходит на людях. Да и в домашней обстановке хочется поскорее прекратить такое представление. Детям во время истерики нужны зрители – одни они не истерят. Потеряв наблюдателя и осознав бессмысленность своего поведения, ребенок успокоится, а в следующий раз подумает, стоит ли начинать то, что не приносит результата.
- «Ты хочешь это? А вот мне хочется вон то…» Частой причиной детской истерики является отказ родителей купить или дать желаемое. В данной ситуации проще всего переключить внимание ребенка с «необходимой» ему вещи. В частности, в ответ на детское «хочу» можно рассказать, какую вещь хочется получить вам, о чем вы давно мечтаете. Кроме того, можно поинтересоваться, какая еще вещь, кроме той, «необходимой», нравится ребенку. Так родителю удастся показать, что он слышит ребенка и его желания не остаются без ответа. Покупать или давать желаемое в данном случае необязательно – можно пообещать выполнить это чуть позже.
- «Ух ты! Неожиданно!» Метод отвлечения ребенка на другие предметы или объекты. Достаточно начать что-то с явным интересом рассматривать. Для убедительности можно сказать фразы типа: «Что бы это могло быть?..», «Ух ты! Как интересно!» и т. п. Можно рассматривать содержимое сумки или карманов – главное, чтобы ребенок переключился. Также хорошо работает заинтересованный взгляд через окно на происходящее на улице. Подойдет всё, что может заинтересовать чадо и заставит его забыть о причине истерики.
- «Я тебя люблю». Ничто так не помогает, как родительская ласка, забота и любовь. Поэтому в тех случаях, когда ребенком движет обида или непонимание, стоит подойти и обнять его, пожалеть и сказать, что вы его очень любите. Оказавшись в родительских объятиях, ребенок почувствует себя защищенным, и эмоции утихнут. Он поймет, что не один, что о нем беспокоятся, а значит, нет повода для страхов и переживаний. Когда ребенок успокоится, можно будет разобрать ситуацию и выяснить причину такого поведения. В любом случае необходимо сделать всё, чтобы малыш почувствовал вашу любовь.
- «Я знаю, что ты чувствуешь». Нередко причиной детской истерики является банальное желание крохи привлечь внимание взрослых к своей персоне. К сожалению, по разным причинам родители не всегда могут/хотят уделить достаточно времени и внимания ребенку. Поэтому таким «плохим» способом дети добиваются своего: они пытаются рассказать о своих переживаниях, эмоциях, чувствах. Вместо ответного повышения голоса стоит сказать, что вы и хотели бы понять малыша, но из-за его крика не совсем ясно, что же именно он хочет. Ребенок, осознав, что родители обратили на него свой взор и готовы выслушать, прекратит капризничать. Конечно, подобное поведение никак не красит малыша, поэтому лучше сразу научить его простому правилу: если что-то нужно – говори четко и ясно, без криков и истерик.
Как видим, бороться с детскими истериками можно. Главное, нужно помнить, что в такие моменты ребенком движут эмоции, и он не отдает отчета своим действиям. Именно поэтому нужно держать себя в руках и не пытаться усмирить непослушное чадо криком или физическим наказанием.
Владимир Мануленко
Легко ли мне ходить с ребенком в магазин?
Если буря разразилась
Допустим, предотвратить истерику не удалось. Она все больше развивается и достигает своего пика: ребенок сильно кричит, топает ногами, швыряет игрушки… Объяснить ему что-либо в этот момент уже не получится, он попросту вас не услышит. Тактика поведения в такой ситуации должна быть очень индивидуальной. У кого-то получится молча взять ребенка за руку, твердо, но спокойно взять за плечи — дать понять малышу, что вы рядом с ним. Если он положительно отреагирует на ваши действия, можно попробовать обнять его, взять на руки.
Если не получается, лучше оставить капризулю на какое-то время без внимания. Однако это вовсе не значит, что его нужно оставлять одного. Этого делать ни в коем случае не нужно. Особенно это опасно, если истерика у ребенка связана с аутоагрессией и он бьется головой об стену или пол. Вряд ли при этом он разобьет себе голову, но нужно понимать, что ребенок в этот момент не контролирует себя, а в комнате может найтись множество опасных, повреждающих предметов: острые углы стола, ваза, стоящая на верхней полке и т.д. И потом, бьющийся в истерике малыш и без того находится в сильном эмоциональном стрессе, и если его закрыть в комнате или, что еще хуже, в шкафу или кладовке, он почувствует себя еще более несчастным, непонятым и никому не нужным.
Во время истерики эмоции ребенка зашкаливают, и остановиться самому, а уж тем более, по команде родителей, ему довольно сложно. Как ему помочь, сохранив при этом спокойствие? Советует психолог Анна Скавитина.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
«Замолчи немедленно»
В огромном торговом зале почти никого. В продуктовой тележке сидит ребёнок лет трёх и громко безостановочно орет. Его мама катит тележку и мужественно пытается игнорировать крик. Делать вид, что ничего не происходит, очень сложно. Ребёнок кричит так интенсивно, что у меня сжимается от боли здоровое сердце. Мама ребёнка видит меня — постороннего человека. Вероятно, ей становится стыдно за то, что я вижу «ее позор» и она начинает шипеть на ребёнка: «Замолчи же, замолчи немедленно!» Ребёнок на секунду останавливается и кричит пуще прежнего. Мама бросает взгляд на меня и громко говорит так, чтобы я слышала: «Всё равно на руки тебя не возьму!» Я предпочла уйти от них подальше, так как без свидетелей ребёнок обычно успокаивается быстрее, точнее маме проще сориентироваться, что делать, если она хотя бы не перегружена дополнительным чувством стыда: «А что обо мне подумают люди!» Поэтому и ребёнок быстрее успокаивается. Скоро в торговом зале стало тихо, а позже я увидела, что ребёнок бегает тут с папой за руку, и у всех всё наладилось.
Что такое детская истерика?
Это состояние, в котором ребёнок крайне возбуждён и обеспокоен. Настолько, что его тумблер, включающий торможение, не работает. Эмоции зашкаливают, а тормоза отказали. В таком состоянии ребёнок не доступен ни для каких разумных аргументов. Его мозг находится в режиме выживания, и поэтому выключил самую сейчас энергозатратную функцию — мышление. Криком он пытается сообщить: «Эй, взрослые, я в опасности!»
Как действовать?
1. Быстро обеспечить безопасность. Нет, не дать то, что ребёнок хочет, это даже не всегда понятно. Но сделать вот что: если ребёнок бьется головой об стену или об пол, подложите руку, сумку или подушку. Если вокруг много людей, которые осуждающе смотрят на вас или на ребёнка, попросите их удалиться, сообщив, что это ваш ребёнок и вы знаете, что нужно делать. Если это необходимо и возможно, то унесите ребёнка туда, где нет лишних зрителей и можно кричать безопасно.
2. Находиться рядом с ребёнком, помогая ему пережить этот трудный момент. Психологи иногда шутят, что ребенок и не вспомнит, почему началась истерика, но про то, что мама его бросила и ушла (в другую комнату), будет рассказывать своему психоаналитику годами.
3. Следить за циклами истерики. Любая истерика устроена по синусоиде — посмотрите на схему. Сначала крик нарастает (на графике это фрагмент 1), потом достигает максимума (2), потом наступает временное истощение, надо набрать воздуха (3). В нижних точках графика (0) происходит завершение вдоха перед новым криком — и тишина на мгновение. Самое важное тут вот что: пока ребёнок кричит — никаким действия и словам он не доступен. В конце третьего этапа и в точках 0 ему можно предложить словами или жестом «Посидеть на ручках», позвать «Иди, пожалею тебя». Гладьте, жалейте, но ни о чем пока не разговаривайте.
Если не успели, ждите следующего затихания (часть синусоиды 3 и точка 0). Бывает, что взаимодействие все равно не получается, тогда просто обеспечьте безопасность ребенка и ждите завершения крика. Мозг ребёнка пытается справиться с перегрузкой. Истерика редко длится больше 20 минут, если не «подливать масло в огонь», то есть не усиливать ее.
4. И только когда истерика закончилась, можно обсудить словами то, что произошло. Например, «Ты хотел на ручки, я тебя не взяла, мне было тяжело. А ты очень расстроился и кричал». Или «Ты хотела надеть другой свитер, а мы не поняли, что ты хотела, он был в стирке, и ты расстроилась».
Что усиливает детскую истерику?
Чужие эмоции. Тут со своими бы справиться! Ребёнку нужен спокойный взрослый рядом, на спокойствие которого он может опереться. К сожалению, очень трудно сохранять спокойствие даже посторонним людям, если рядом кричит ребёнок. Все хотят, чтобы звук прекратился. Это нормальный биологический механизм: мы слышим крик малыша об опасности, и хотим спасти его, но не всегда знаем, как это сделать. Поэтому часто тоже… орем, как младенцы. «Прекрати орать, замолчи немедленно!» — не всегда понятно, это мама себе говорит или ребёнку. Но в любом случае это не работает. А что же работает? Текст, который вы выучили заранее и произносите внутри, чтобы успокоиться: «Мы — лучшие родители этого ребёнка, нет никого больше, кто столько для него делает, как мы. Ребёнку плохо, он сейчас не справляется сам. Крик — это сигнал его мозга, он пытается приспособится. Ничего страшного не происходит. Я смогу это выдержать. Это скоро закончится».
Если вы сами кричите очень громко или шлепаете ребёнка, он вероятно, сможет остановить крик и замолчит, но не потому, что успокоится, а потому что ему станет слишком страшно. Он попытается подавить волнение и возбуждение, но научится боятся вас и поймёт, что лучше вообще никаких негативных эмоций не проявлять — рядом с родителями только «улыбаемся и машем». Ребёнок постепенно становится тревожным, слишком осторожным, пугливым и не инициативным. Или начинает вымещать свои подавленные эмоции на братьев и сестёр, сверстников на детской площадке или других доступных объектах: орет и дерётся.
Игнорирование происходящего. Задача истерики — привлечь внимание взрослого для помощи в выживании. Если родитель игнорирует вопли, ребёнок попытается докричаться, увеличив громкость. Если вы потерялись в лесу и кричите «ау», а никто не откликается, что вы будете делать? Попытаетесь кричать громче. Если долго никто не будет откликаться, то вы в конце концов замолчите, но не потому, что успокоитесь, а потому что силы ваши иссякнут или вы поймёте, что орать безнадежно, вас не спасут.
Почему ребёнок впадает в истерику?
Чаще всего потому, что реальность не соответствует его ожиданиям, а он не готов это сразу принять. Да и взрослые часто не готовы это принять мгновенно. Многие обижаются и пытаются (или не пытаются) смириться с происходящим часами и днями. У ребёнка как раз это происходит намного быстрее: в несложных случаях — 20 минут и всё. Хочу конфету, на ручки, мультики (квартиру, дачу, любимого человека, отпуск, отдохнуть), а не дают, обидно и горько! А иногда просто плохо и хочется непонятно чего, а тебя вообще никто не понимает, и ещё говорят: «Замолчи! Сама не знаешь, чего хочешь!» Попытки смириться с тем, что мир не всегда устроен так, как нам хочется и не всегда мгновенно удовлетворяет наши желания — процесс болезненный и многолетний. Зато ведущий к тому, что мы учимся соотносить свои ожидания и возможности, а без этого жить очень непросто.
Можно ли предотвратить истерику? У любой истерики есть предвестники. Это какие-то особые звуки, гримасы, движения тела, которые делает ваш ребёнок. У каждого они индивидуальны, и хорошо бы научиться замечать их. Эти предвестники — как будто точка 0 на нашем графике или тучи перед дождем: сейчас как начнётся! Предпринимаем такие же действия как в точке 0, как описано. И без истерики переходим к пункту 4 — обсуждаем словами.
Публичные выступления
Еще одна ситуация, которой очень боятся все родители, — это детская истерика в магазине. Такое может произойти с каждым, хотя чаще всего случается с избалованными отпрысками, привыкшими мгновенно получать все, что ни попросят. Но ведь даже взрослому не просто совладать с собой при виде всего этого красочного многообразия, что ж тут говорить про маленького человека. Лучший выход из такой ситуации — вывести своего орущего ребенка в безлюдное место, тем самым лишив его зрителей.
Если же истерика плотно вошла в арсенал маленького манипулятора, то лучше его не провоцировать и вообще не брать с собой в магазин. Если истерика случилась в транспорте, то самым разумным со стороны мамы будет просто выйти на ближайшей остановке и уже там отвлечь и успокоить ребенка.
Детские истерики: как реагировать и как бороться?
Вероника Воронкова
Детские истерики: как реагировать и как бороться?
(консультация для родителей, воспитателей и других взрослых)
.
Наверное, нет таких родителей, которые бы не столкнулись с проблемой детских истерик. Сегодня я предлагаю нам разобраться в причине их появления и нашей реакции на них.
Многие малыши, даже очень спокойные, могут устроить взрослым истерику. У детей дошкольного возраста истерика обычно возникает из-за запрета взрослого или невозможности получить то, что он хочет. Проявляя истерику, малыш кричит, топает ногами, плачет, может, даже кусаться и кататься по полу размахивая руками и ногами, иногда причиняет вред своему здоровью.
Истерика – это очень эффективный способ добиться своего, манипулируя взрослыми.
Ребенок довольно быстро понимает, что своим неадекватным поведением он ставит нас в неудобное положение и получает желаемое. Но если взрослые будут достаточно терпеливы, спокойны и последовательны в своих действиях, то могут успешно пресечь или даже предотвратить подобное поведение малыша. Главное не поддаваться и понять, для чего малышу нужна истерика!
Давайте разберемся и поймем для чего же на самом деле ребенку истерика.
1. Почему малыш устраивает истерику?
Истерическое состояние для ребенка это состояние стресса. Такое же, как и у его родителей во время его истерики. И это, не потому что ребенку нравится так себя вести, и уж точно не назло родителям. Своим поведением малыш пытается добиться своего. Но это только сначала! И если взрослые,не выдерживая идут на поводу у ребенка: «На! Только не плачь!»
он обязательно начнет этим пользоваться.
Вывод: не упустить! Не идти на поводу! НЕТ – значит — НЕТ!
2. Как пресечь истерику ребенка?
Если вы, все таки упустили этот момент и ваш малыш уже «пользуется»
Вами, запаситесь терпением и научитесь правильно себя вести с ребенком во время его истерик. Что же вы должны сделать, чтобы истерика больше не повторялась?
-помните о причинах первых истерик и постарайтесь предугадать капризы своего малыша. Согласна, сделать это не просто, но если малыш каждый раз видя ваш телефон (другой предмет)
требует его со слезами…во избежание истерик просто уберите его из зоны видимости малыша. — не пускать развитие истерики на самотек, когда ребенка уже невозможно будет контролировать.
— следить за состоянием ребенка и постараться отвлечь его уже на стадии беспокойства и раздражения, переключив внимание малыша на что-то другое. Постарайтесь успокоить малыша, взяв его на руки, обнимите, поцелуйте и т. д.
— говорите с ребенком присев на колени, что бы он чувствовал,что вы с ним на одном уровне. Не ругайте его и, не в коем случае не кричите. Говорите спокойно и тихо.
3. Истерика – недопустимое поведение.
Ребенку с самого начала надо дать понять, что вы не будут терпеть подобное поведение. Лучший способ – прекратить общение с малышом до тех пор, пока он не успокоится, демонстративно не реагируя на его поведение, чтобы он не делал. Физическое наказание и крики только усугубят ситуацию. Как только ребенок поймет, что ни кто не реагирует на него, малыш сам прекратит истерику.
4. Нет зрителей – нет истерики
Начавшего истерику ребенка, желательно сразу увести в место, где можно изолировать его от взрослых и случайных зрителей. Если истерика в магазине или в другом людном месте, то нужно постараться увести его от игрушек, сладостей, от других детей до полного его успокоения – он быстрее поймет, что такое поведение недопустимо.И главное: взрослый сам должен быть спокоен и не возмутим!
Однако нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате или чулане, чтобы у него не появились различные фобии. Оставайтесь с малышом, постарайтесь его приласкать и успокоить.
5. Реакция взрослых на истерику должна быть постоянной
Взрослым надо сразу выбрать, как они будут вести себя с ребенком в случае истерики и не менять свое поведение. Малыш должен понять, что его поведение бесполезно, а капризы и истерики ни к чему не приведут. Бывает, что ребенок, кроме родителей, устраивает истерики другим взрослым – няне, бабушке или воспитателям. В этих случаях нужно заранее договориться, как они должны себя вести при истерике, чтобы они не потакали капризам, а помогли вместе исправить поведение ребенка.
6. Научите ребенка выражать свое недовольство.
Взрослые должны помочь ребенку научиться выражать свое состояние словами. Маленькие дети еще плохо управляют своими эмоциями и часто бурно проявляют свое недовольство, если их не понимают взрослые или у них что-то не получается. Став союзниками малыша в проявлении своих чувств, взрослые начнут лучше его понимать, а малыш будет больше им доверять.
Почти все родители сталкиваются с детскими истериками, но не все знают, как правильно реагировать на них. Постоянство поведения и терпение – главное оружие в борьбе с истериками. Лучше сразу отучить малыша от подобных манипуляций, чем трепать потом нервы себе и ребенку.
Удачи вам в воспитании ваших малышей и терпения!
Остановки дыхания
При очень бурных и частых истериках у детей нередко случаются остановки дыхания. Такие аффективно-респираторные приступы бывают разных видов и могут быть признаком различных неврологических заболеваний. Поэтому, если с вашим ребенком это случилось, необходимо проконсультироваться с неврологом. Истерик с остановкой дыхания родители боятся больше всего, а потому, если они все-таки случаются, во избежание повторов ребенку обычно позволяется абсолютно все. Психологам очень сложно бывает корректировать такую родительскую тактику и объяснить им, что каждый, кто хоть раз плакал навзрыд, сталкивался с таким спазмом дыхательных путей.
Тихая гавань
Хороший способ как-то контролировать эту ситуацию — придумать особое место в доме, где можно переждать истерику. Например, специальный угол, стульчик, подушку. Нужно договориться с ребенком, что когда он злой, он пойдет и посидит на «спокойном стульчике». Он должен сидеть там, пока не успокоится, но мама все это время обязательно должна быть рядом и при этом игнорировать его истерику и молча демонстрировать, что его поведение вам неприятно. Такая тактика идеальна для родителей при «капризной» истерике по любому поводу.
Учим выражать свои эмоции иначе
Почти все родители очень боятся истерик. Это и понятно. Они просто не знают, как вести себя в такой ситуации. С другой стороны, истерики, тем более частые, очень раздражают. В итоге мамы и папы начинают вести себя так же, как дети. Между тем, очень важно еще в раннем детстве научить ребенка адекватным способам реагирования на какие-то негативные моменты жизни. Показать ему собственным примером, как иначе выразить свои негативные эмоции по тому или иному поводу, чтобы потом такой способ реагирования на внешние раздражители не перешел во взрослую жизнь и не стал чертой характера. Нестабильная нервная система, взрывной тип реагирования, формирование истероидных черт характера — последствия именно детских истерик.
Уже после того как ребенок успокоился, очень важно поговорить с ним о том, что произошло, и поделиться своими переживаниями: «Представь, как мне было стыдно/обидно/неприятно…», «Я очень люблю тебя, но меня обижает, когда ты ведешь себя таким образом…», «Ты у меня очень хороший мальчик, но твое поведение…» Постарайтесь объяснить своему карапузу, почему именно вы не могли позволить ему поступить так, как он хотел: «Ты же видел, все места в трамвае были заняты…» или «Автобус ехал слишком быстро…» И обязательно найдите повод для похвалы: «Ты молодец, что меня услышал…»
Когда ребенок совсем маленький, кажется, что такие разговоры — пустая трата времени. Он все равно ничего не поймет. Отчасти это так, но, во-первых, сами объяснения не должны быть какими-то сложными и пространными. А во-вторых, едва ли не большую роль здесь играют ваша интонация, движения, жесты, которые должны показывать ребенку, что все хорошо, вы его понимаете и поддерживаете.
Мамы и папы должны знать, что:
-истерик не нужно бояться; -истерику легче предотвратить, чем прекратить; -только ваше личное спокойствие поможет ребенку успокоиться; -уступая требованиям бьющегося в истерике ребенка, вы лишь подкрепляете его неправильное поведение; -нужно помочь ребенку обозначать свое состояние словами; -после истерики нужно обязательно помириться с ребенком; -необходима последовательность: если сегодня ребенку что-то нельзя, то и завтра это должно быть нельзя; -родители должны договориться о совместной тактике воспитания; -строго запрещать следует только жизненно опасные вещи (розетки, ножи, моющие средства, проезжая часть); -все запреты обязательно должны быть мотивированы: ребенок должен понимать, почему именно нельзя.
Детские истерики: норма или нет?
Как определить, что с ребенком что-то не так?
Итак, мы разобрались, что есть множество ситуаций, когда ребенок может устраивать истерику, и это вполне ественнство. Но бывают случаи, когда у плохого поведения причины более веские, чем возрастные особенности.
Если у ребенка начался хронический сбой в поведении, если он на все реагирует плаксиво, раздраженно, перевозбужденно, то причины не ситуативные. Они могут залегать либо в состоянии здоровья ребенка, либо в окружающей обстановке, либо в ваших с ним отношениях. Приведу примеры:
- Переутомление или пресыщение.
Учитывайте потребности ребенка и придерживайтесь оптимального для него режима дня. Банальная рекомендация на первый взгляд, но большая часть истерик происходит по причине переутомления, перевозбуждения или пресыщения. Вечером поздно легли спать, утром недоспали, заигрались — переутомились или наоборот — все надоело, не хватает новых впечатлений, смены деятельности.
- Состояние здоровья
Например, ребенок подхватил бронхит и кашель регулярно истощает его. Болезнь съедает его ресурсы и на малейшие раздражители он реагирует плохим поведением. Это значит, что упала стрессоустойчивость ребенка.
- Окружающая обстановка
Например, вы переехали на месяц к бабушке, а ребенок медленно адаптируется к новому. К тому же, изменился режим, а вы раздражены, потому что вам здесь некомфортно. И вот постоянные капризы и психи.
- Отношения с ребенком
Вы — отзывчивая мама, и ребенок у вас на первом месте. Но если с ним что-то не так, вы испытываете сильную тревогу и начинаете делать все, чтобы он успокоился, кроме одного… Вы не даете ему спокойную надежную маму, стираете границы и подстраиваетесь под ребенка. Тогда ребенок ведет себя плохо, поскольку чувствует: на этого взрослого нельзя положиться.
Если вы хотели бы научиться выстраивать здоровые границы в отношениях с ребенком, читайте статью “Границы и правила для ребенка: как устанавливать”, там я даю пошаговый алгоритм.
- Возрастные кризисы
Периоды, когда психика ребенка интенсивно растет, могут обострять реакции ребенка, снижать его стрессоустойчивость. Да, и в целом, расти непросто: есть противоречия, с которыми пока непонятно, как обходиться. И тогда особенно важно, чтобы родители помогали правильно пройти через сложные периоды.
- Специфические нарушения
Существуют ряд проблем, которые вызывают повышенную склонность ребенка к истерикам. Гиперактивность, дефицит внимания, оппозиционное расстройство, повышенная агрессия и т.д. Все эти состояния требуют качественной диагностики и коррекции. Иначе, не помогая ребенку, мы усугубляем ситуацию своими не соответствующими возможностям ребенку требованиями. Если вы подозреваете у ребенка гиперактивность, обязательно изучите симптомы и особенности таких детей в статье “Гиперактивный ребенок. Что же с ним делать?”.
Таким образом, единичные случаи истерик, связанные с переутомлением, голодом или перевозбуждением, не требуют изменения стиля воспитания. Достаточно лишь снизить нагрузку и помочь ребенку справиться со стрессом.
В период возрастных истерик важно дать ребенку ощущение поддержки и безопасности, с одной стороны, с другой — развивать его самостоятельность и ответственность. Если мы действуем адекватно ситуации, то помогаем ребенку научиться и первому, и второму.
Но если дело не (только) в возрасте и самочувствии, если вы проходите через целый период, когда ребенок психует и все делает “как назло”, то это требует вашего внимания! Необходимо посмотреть со стороны: насколько последовательный стиль воспитания у вас сложился, есть ли у ребенка ясность, что хорошо, а что плохо, нет ли других факторов, которые мешают ребенку справляться.
Возможно, вы закрепили плохое поведение неправильными реакциями. Ведь истерики бывают разных видов и каждая из них требует иной последовательности действий от родителя. Подробнее о различных видах истерик и о том, как правильно на них реагировать, чтобы сохранить доверие ребенка, вы узнаете в статье “Ребенок истерит по любому поводу”.