Россия, Удмуртская Республика, Ижевск, улица Репина
Телефон:
+7 (341) 256-81- Показать номер
Пн-пт: 08:00—20:00; сб: 08:00—14:00 по предварительной записи: пн-сб
whatsapp telegram vk email

Механизмы воображения. — Курс «Общая психология». Лекции

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Что такое воображение

Замечание 1
Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.

Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:

  • моделирование
  • планирование
  • творческая деятельность
  • память

Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.

По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.

Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.

Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.

Выделяют следующие механизмы воображения:

  • агглютинация
  • гиперболизация
  • схематизация
  • акцентирование
  • типизация

Виды воображения

  1. Активное (произвольное) воображение – это осознанный, целенаправленный процесс, всегда направленный на выполнение творческой или личностной задачи. Участие волевых процессов в данном случае максимально: процесс активного воображения контролируется и направляется самим человеком. Активное воображение разделяется на активное воссоздающее и активное творческое воображение. Активное воссоздающее воображение заключается в представлении чего-либо, не воспринимаемого органами чувств непосредственно, а создаваемого в сознании в соответствии с описанием (например, в процессе слушания собеседника, чтения книг).
  2. В отличие от активного воссоздающего, процесс активного творческого воображения происходит без опоры на описание. Этот процесс осуществляется человеком самостоятельно (например, работа художника, писателя).
  • Пассивное (непроизвольное) воображение – в отличие от активного (произвольного) воображения, происходит без участия волевого контроля, не направлено на реальное решение проблемы. Его сущность заключается в отвлечении от конфликта, от затруднительной ситуации. Пассивное воображение разделяется на пассивное преднамеренное и пассивное непреднамеренное.
      Пассивное преднамеренное воображение– это такой вид воображения, продуктами которого являются мечты и грезы. Это создание образа желаемого будущего, которое может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. То, в чем человек нуждается, но чего он не может достичь в реальной действительности, имея при этом сильную потребность, достигается в пассивном произвольном воображении с целью выхода из состояния фрустрации.
  • Пассивное непреднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются сновидения и галлюцинации. Это филогенетически наиболее ранний вид воображения.
  • Агглютинация как механизм воображения

    Агглютинация — это процесс создания нового образа из частей других обозов. Этот процесс дает много информации о личности человека. Человеческая личность — это достаточно сложный механизм. Человек обладает интеллектуальными способностями, в сознании всегда идет мыслительный процесс. Все что существует в мире или создано природой, или создано благодаря человеку. Человек обладает удивительной способностью: он может создать нечто совершенно новое и уникальное.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Механизмы воображения 460 ₽ Реферат Механизмы воображения 220 ₽ Контрольная работа Механизмы воображения 240 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Много примеров агглютинации есть среди сказочных существ: кентавр — соединение верней части тела человека и нижней коня, русалка – верхняя часть принадлежи женщине, а снизу — хвост, избушка на курьих ножках и так далее.

    Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.

    Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека. Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта. Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.

    Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.

    Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:

    • элементы не критикуются и не анализируются.
    • компоненты должны влиять на мыслительное обобщение, чтобы построить целый образ.

    Развитие воображения у детей

    Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

    Развитию воображения способствуют

    • ситуации незавершенности
    • разрешение и даже поощрение множества вопросов
    • стимулирование независимости, самостоятельных разработок
    • билингвистический опыт
    • позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

    Развитию воображения препятствуют:

    • конформность
    • неодобрение воображения
    • жесткие полоролевые стереотипы
    • разделение игры и обучения
    • готовность к изменению точки зрения
    • преклонение перед авторитетами

    Гиперболизация как механизм воображения

    Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства. Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок. Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.

    Замечание 2

    Так же некоторые ученые разделяют понятие гиперболизация и литота: гиперболизация – это преувеличение объекта, а литота — приуменьшение.

    Процессы воображения

    Процессы развития воображения — это неотъемлемая часть психики человека, которая отвечает за формирование её особых функций. С помощью воображения можно кардинально изменить собственное мировоззрение, мышление и саму жизнь.

    Когда закрадываются мысли о том, что обыденность превратилась в сплошную проблему или появились какие-либо подозрения об её изменении не в лучшую сторону, стоит, в первую очередь, разобраться со своими мыслями и научиться контролировать личную жизнь на подсознательном уровне. Подобный контроль предполагает дополнительное развитие воображение, которое способно привести к эффективному результату мозговой деятельности, а, следовательно, изменить существующую реальность.

    Развитие воображения — это не что иное, как способность собирать отдельные части образа и складывать их в единое целое с целью реконструкции реальных обстоятельств или предметов. Воображение формируется и складывается с момента рождения и определяется как способность «отключаться» от реальности, формируя в собственном сознании отдельный полноценный образ воображаемой действительности на основе небольшой части или намёка в реальности.

    Процессы развития воображения можно условно разделить на две взаимосвязанные части, это:

    • Познавательный процесс — выражение позитивного сознательного состояния относительно реальной действительности, прогностический эффект оптимистичного исхода событий.
    • Бессознательный процесс — выражение внутренних социальных конфликтов личности, воображение в роли компенсатора пессимистичного состояния сознания.

    Воображение как психический процесс

    Воображение — это психоэмоциональная способность человека проецировать в собственном сознании различные модели и образы на основе имеющегося опыта. Создание таких проекций достигается посредством переработки полученной ранее информации.

    Сформированный образ в голове, полученный путём работы воображения не является конечным результатом, полученная «картинка» позволяет создавать на её основе ещё больше новых воображаемых предметов и ситуаций. Условное деление воображения как психического процесса можно рассматривать, как:

    • Продуктивное — формирование образов, соответствующих реальности;
    • Репродуктивное — творческое формирование совершенно новых образов, не соотносящихся с реальностью.

    Воображение напрямую связано с психосоматикой человека и неразрывно с его физическим состоянием, что в свою очередь является психическим расстройством и требует вмешательства со стороны.

    Все процессы и результат работы воображения является отражением реального эмоционального состояния, которое можно изменить в лучшую сторону или компенсировать за счёт переизбытка пессимистичного настроения.

    Познавательные процессы. Память, мышление, воображение

    Психические познавательные процессы, такие как память, мышление и воображение относятся к неспецифическим или, как их ещё называют, уникальным процессам. Они характеризуются способностью регулировать познавательные и поведенческие аспекты личности, в частности:

    • Память — сосредотачивает и закрепляет конкретные события и предметы действительности, формируя их в виде опыта, и позволяет это реализовывать на практике;
    • Мышление — способствует объективной оценке существующей реальности и помогает делать рациональные умозаключения, отражающие действительную событийность, что является наивысшим уровнем развития человеческого интеллекта среди всех живых существ на земле;
    • Воображение — процесс сопоставления разных форм действительности, плавно перетекающий в представление явного или неявного понимания возможного будущего.

    Основные процессы воображения

    Процессы воображения играют главную роль во всестороннем развитии личности, они позволяют анализировать и синтезировать полученную ранее информацию во всех её формах и проявлениях. Анализ достигается путём деления общей информации на частные составляющие, а синтез помогает собрать воедино отдельные частицы. С помощью этих операций человек способен без каких-либо ограничений строить необходимые образы в своём сознании.

    Наиболее значимыми процессами воображения считаются:

    • Преувеличение или преуменьшение реальных объектов действительности;
    • Акцентирование — способность заострить внимание на главном или выделить наиболее важные аспекты реальности, а также утрировать факты;
    • Агглютинация — позволяет достигать симбиоза различных вещей или предметов, формируя их в единый вымышленный образ;
    • Схематизация — условное обозначение образов;
    • Типизация — разделяет реально существующие объекты единого типажа на конкретные виды и подвиды.

    Познавательные процессы воображения и мышление

    Процессы воображения позволяют проектировать и прогнозировать, а также мысленно воссоздавать необходимую действительность в сознании человека. Такая действительность будет более или менее отличаться от реальной событийности, но в полной мере основываться исключительно на ней. Мышление, являясь высшей формой эволюционного развития человека, считается основным двигателем, способствующим подобрать оптимальные варианты перехода от воображаемой действительности к существующей реальности. Достигается это посредством рационального синтеза созданных образов и возможностью их симбиоза с окружающим миром.

    Развитое воображение в совокупности с широкомасштабным человеческим мышлением способно менять существующую действительность на ту реальность, которая формируется на подсознательном уровне.

    Трансформация мысли является подконтрольным процессом при условии способности ею управлять. Самостоятельное развитие фантазии, преобразовывающееся в желанное будущее — сложный психоэмоциональный процесс. У каждого индивида имеются границы воображения, обусловленные различными принципами и условиями жизни, воспитанием, национальными принадлежностями и уровнем интеллектуальной развитости.

    Схематизация как механизм воображения

    Под «схематизацией» понимают процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств. При этом происходит отсечение второстепенных элементов. Индивидуальные особенности при этом также игнорируются.

    Примером схематизации может быть орнамент, созданный художником, в котором были использованы элементы растений.

    Схемы — это ряд взаимосвязанных мыслей. Схематизация может быть представлена несколькими типами:

    • конспектированием
    • инфографикой
    • иллюстрированный график
    • алгоритмический график
    • концептуальная схематизация

    Акцентирование как механизм воображения

    Под понятием «акцентирование» понимают процесс подчеркивания определенных специфических черт объекта. При этом может происходить изменение пропорций объекта. Акцентирование иными словами называют заострением.

    Примерами акцентирования могут быть карикатуры – вид искусства, который высмеивает идеи, пороки, явления, людей с применением стереотипов, шаржи – вид искусства похожий на карикатуру, но при этом нет задачи высмеять, делается лишь акцент на определенных специфических чертах.

    Понятие акцентирование включает в себя понятия гиперболизация (преувеличение свойств объекта) и литота (приуменьшение свойств объекта).

    Типизация как механизм воображения

    Под «типизацией» понимают процесс обобщения объектов, имеющих родственные связи, для того что бы выявить у них общие, повторяющиеся признаки. Признаки при этом должны быть существенными. Затем выявленные признаки можно воплощать в новых образах.

    Следует отметить, что данный механизм является наиболее типичным для художественного творчества. В художественном творчестве особе место отводится образам людей, принадлежащим к разным сословиям, возрастным группам, профессиям и так далее.

    Достаточно много примеров типизации представлено у Гоголя, например, Коробочка – жадная накопительница, Хлестаков – любитель «ухлестывать» за женщинами.

    Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

    Ссылка на основную публикацию
    Похожее