Россия, Удмуртская Республика, Ижевск, улица Репина
Телефон:
+7 (341) 256-81- Показать номер
Пн-пт: 08:00—20:00; сб: 08:00—14:00 по предварительной записи: пн-сб
whatsapp telegram vk email

Типология личности DISC — модель индивидуальных различий

Типы личности DISC или модель индивидуальных различий – это уникальная система разделения людей на 4 условные группы. Каждая группа имеет название и обладает особыми характеристиками. Изучение модели disc позволяет в течение 20-минутного разговора выяснить, к какой категории относится человек и строить дальнейшие отношения соответственно его типу личности.

Звучное название модели – это аббревиатура, сложенная из названий типов личности:

  1. Dominance.
  2. Influence.
  3. Steadiness.
  4. Compliance.

Дифференцированная система различий личности в ходу уже почти 100 лет. Создателем модели disc стал известный психолог – об этом и не только поговорим далее.

История создания модели disc

С 1920-х годов Уильям Марстон изучал типы поведения личности. В 1928 году вышла его книга «Эмоции нормальных людей». Именно этот труд стал отправной точкой развития поведенческой модели disc.

Автор книги – психолог, изобретатель, создатель комиксов и Чудо-женщины. В течение жизни Марстон изучал феминизм, юриспруденцию и PR-маркетинг. Разностороннее развитие позволило психологу создать модель личностных различий disc, которой сегодня пользуются во всем мире в бизнесе и в повседневной жизни.

После окончания Гарварда Уильям Марстон стал активно изучать связь между эмоциональным поведением людей и физиологическими процессами. В результате интенсивной научной деятельности психолог создал прообраз современного полиграфа или детектора лжи. На этом ученый не остановился и продолжил заниматься изучением эмоций. Марстон рассматривал эмоции с двух сторон: поведения и окружающей среды. По мнению автора, все люди делятся на 4 типа личности, что и составляет модель disc.

Что такое девиантное поведение?

Если говорить простым языком, девиантное поведение — это асоциальное поведение индивида, который совершает единичные либо постоянные поступки, нарушая принятые и установленные общественные нормы, закреплённые юридически или простые традиции, обычаи. При этом причиняемый такими людьми ущерб часто затрагивает не только собственную личность, но и окружающих людей, материальные объекты. Одновременно отмечается очень низкая социализация девиантного индивида, который не может существовать в нормальной среде.

Для такого человека характерны импульсивные, неадекватные и аффективные реакции. Он не различает специфику ситуаций, повторяет асоциальные поступки. Причём чаще они длительные, многократно повторяющиеся. Отмечается постоянная готовность к проявлению асоциального поведения.

Все типы девиантного поведения можно распределить по двум основным группам. В первую входят положительные поступки и отклонения, одобряемые обществом – героизм, самопожертвование, гениальность, альтруизм и т. д. Во второй группе оказывается всё отрицательное, что социум не принимает, отвергает и порицает – безбилетный проезд, преступления, вредные привычки и т. д. В узком понимании – девиантное поведение – уголовно наказуемое, совокупность противоправных действий называется делинквентным поведением.

Девиация делится на две основных разновидности. К первичной относятся незначительные отклонения от принятых норм в обществе и являющихся терпимыми. В этом случае окружение не считает индивида девиантом, и он сам придерживается такого же мнения. К вторичной относится поведение и поступки, которые значительно нарушают принятые устои, обычаи, традиции, законы.

Что такое модель disc

Что такое модель disc

Система disc – это характеристика типов личности. Уильям Марстон выделил 4 таких типа:

  1. Dominance – доминирование;
  2. Influence (ранее Inducement) – влияние (ранее побуждение);
  3. Steadiness (ранее Submission) – постоянство (ранее уступчивость);
  4. Compliance – соответствие.

Для наглядности каждому типу присвоили цвет:

  • D – красные;
  • I – желтые;
  • S – зеленые;
  • C – синие.

Эмоциональное состояние человека легко прочитать по его мимике, манере разговора, общению. Выяснив, к какой категории относится собеседник, можно выстроить удобную, выгодную, продуктивную модель взаимодействия. Это особенно актуально в бизнес-маркетинге, где важно налаживать контакты с менеджерами, директорами, пиарщиками.

Также модель поведения disc используется работодателями для определения сильных сторон сотрудников. Каждый тип обладает рядом психологических различий, которые влияют на работу. Для определения модели поведения проводится тестирование.

В повседневной жизни типология ДИСК применяется не столь часто, хотя изучение поведенческих особенностей никогда не бывает лишним. Каждая личность уникальна, но все же обладает чертами, характерными для одного из вышеназванных типов.

Итак, система disc – это типология личности, позволяющая определить приоритетные и сильные направления возможностей человека. Каждый тип обладает особенностями, положительными и отрицательными чертами характера. Различие между ними столь явно, что вы наверняка сразу определите собственную модель поведения.

Доминирование

Dominance – доминирование. «Красная» личность – уверенный в себе человек, способный контролировать эмоции. Для «красных» важно показать себя, постоянно демонстрировать собственную важность, иметь контроль над происходящим, доминировать над более слабыми, добиваться целей любой ценой.

Положительные качества Отрицательные качества
эффективная деятельность; грубая манера общения;
настойчивость; азарт;
отсутствие страха перед сложными задачами; вспыльчивость;
отсутствие страха перед сложными задачами; низкий уровень внимания к деталям;
высокая скорость при принятии решений, даже важных и серьезных; стресс провоцирует агрессию;
постоянная активность; нетерпение;
гибкость в трудных ситуациях. стремление получить желаемое сразу, здесь и сейчас.

В бизнесе «красные» становятся лидерами, руководителями. Способны вести за собой команду, однако люди идут за ними не по собственному желанию, а из-за слабости и страха.

Влияние

Influence – влияние. «Желтые» личности стремятся получить признание. Для людей типа «I» важно, как они выглядят и что о них подумают окружающие. Они подвержены влиянию извне. «Желтые» предпочитают добиваться целей красиво, при этом обожают, когда им достаются лавры победителя.

Положительные качества Отрицательные качества
оптимизм, вера в лучшее; отсутствие пунктуальности;
развитые коммуникативные навыки; неряшливость в процессе работы;
умение находить общий язык и привлекать на свою сторону; стресс провоцирует навязчивость;
любовь к новизне и креативу; нежелание и неумение работать с документами;
доброжелательность. излишняя импульсивность.

«Желтые» становятся лидерами, за которыми люди идут по своей воле, открыто и дружелюбно. Необязательность сказывается на качестве работы. У таких начальников коллектив ленится, поскольку руководитель сам пренебрегает правилами.

Постоянство

Steadiness – постоянство. «Зеленые» личности предпочитают стабильность, последовательность, скромность, удобство и комфорт для окружающих. Они не выделяются из толпы, пунктуальны и предсказуемы. Для «зеленых» важнее всего постоянство: желательно никаких изменений, только консерватизм.

Положительные качества Отрицательные качества
надежность; излишняя уступчивость;
любовь к порядку во всем; боязнь всего нового;
спокойное выполнение скучной однообразной работы; высокая чувствительность и обидчивость;
избегание конфликтов; отсутствие желания и умения отказывать;
собеседником и отвечать положительно на его предложения. скрытность, интроверсия.

Лидерами «зеленые» становятся редко. Им трудно управлять кем-то. Лучший вариант – подчиняться кому-то и планомерно выполнять работу.

Соответствие

Compliance – соответствие. «Синих» личностей называют скрупулезными, точными, аккуратными. Люди типа «C» заранее готовят план действий и четко ему следуют. Каждый пункт – соответствующее действие. В отличие от «красных», «синие» добиваются целей не экспрессивно, а планомерно.

Положительные качества Отрицательные качества
высокая организованность; осуждение;
стремление к разрушению преград; излишняя скрупулезность, нетерпимость к ошибкам;
низкая степень доверия к окружающим; нежелание подстраиваться и идти на компромисс;
аккуратность; стресс вызывает замкнутость;
внимание к деталям; нежелание выступать на публике и избегание длительных коммуникативных процессов.
способность к анализированию.

«Синие» могут добиться успехов, однако они постоянно будут сталкиваться с преградами в виде ненадежных компаньонов и постоянных ошибок со стороны подчиненных. Работа в одиночку приносит больше результатов, однако отнимает много ресурсов.

Способы психологического объяснения поведения людей

К настоящему времени в психологии сложились шесть основных способов описания людей, на которые в той или иной степени опираются попытки объяснения их поведения в особых условиях, включая работу. Речь идет о таких концепциях, как теория личностных черт, бихевиоризм, теория социального научения, психоанализ, когнитивная методология, гештальтпсихология и теория групповой динамики.

1. Поведение в теории личностных черт

Согласно теории личностных черт, наблюдаемую вариативность поведения людей, находящихся в одинаковых условиях, например, участвующих в выполнении общего производственного задания, следует объяснять индивидуальными (врожденными или приобретенными в ходе социализации) чертами.

Например, если сотрудник не выполняет норму выработки, то приверженец теории личностных черт объяснит этот факт ее врожденной медлительностью.

Согласно известному американскому психологу Г. Олпорту, понимавшему поведение личности как борьбу за реализацию имеющихся у нее возможностей, человек может иметь от двух до десяти главных черт, характеризующих его образ жизни. Среди них — такие, например, как трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т.п. Другие многочисленные второстепенные черты связаны скорее с его установками в отношении конкретных ситуаций.

2. Бихевиористская модель поведения

Слово «бихевиоризм» (англ. behavior — поведение) обозначает науку или учение о поведении. Методология бихевиоризма — основа теоретической базы современных концепций организационного поведения. В целом она строится на отказе от объяснения причин поведения с помощью механизмов сознания, чем занималась классическая психология, оперируя такими понятиями, как «сознание», «воля», «мышление» и т.п.

Бихевиоризм понимает поведение человека достаточно упрощенно, как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия (стимулы) внешней среды. При этом субъекты поведения сознательно выбирают такую линию действий, которая позволит избежать негативных санкций и повысить вознаграждение. Таким образом, единица наблюдения — конкретная связь стимула S и реакции R: S →R.

Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913) разделил все реакции на наследственные (рефлексы, простейшие эмоции) иприобретенные (привычки, мышление, речь, чувства, социальное поведение).

Согласно этой модели, развитие поведения происходит путем приобретения новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы — стимулы, вызывающие строго определенные реакции. Например, эмоцию страха у младенца вызывают лишь два безусловных стимула — потеря равновесия и громкий звук. В последующем опыте жизни безусловные стимулы соединяются с условными (появляющимися одновременно с безусловными), которые способны вызывать аналогичную реакцию. Страх у взрослого человека может быть вызван заметно большим числом других, условных, стимулов, возникающих из опыта, например, страха наказания, страха потерн близкого человека, работы и т.д. В процессе социализации элементарные реакции на разные стимулы связываются друг с другом, образуя сложные системы реагирования.

Кроме того, по критерию доступности для наблюдения реакции делятся на внешние(доступные для простого наблюдения — речь, эмоции, рефлексы) и внутренние(фиксируемые опосредованно с помощью специальных приборов — скрытые мускульные движения, изменения в процессах обмена веществ в организме).

Существенный вклад в развитие бихевиористской концепции применительно к поведению в организации внес Б. Скиннер, разработав концепцию оперантного поведения. Суть ее состоит в том, что в ответ на определенные стимулы животное или человек научаются производить соответствующие действия, которые либо обеспечивают положительное подкрепление, либо избавляют их от действия болевых травмирующих факторов. Таким образом, сами по себе эти действия выполняют функцию инструмента, обеспечивающего получение подкрепления (вознаграждение или ненаступление неприятного ощущения).

Б. Скиннер поставил следующий эксперимент. Голодную крысу помещают в изолированную от звуков, тускло освещенную клетку (ящик Скиннера), в одной из стенок которой находится рычажок. Если на него нажать, то из специального отверстия появляется съедобный шарик и крыса может частично утолить голод. Таким образом, для того чтобы насытиться, крыса должна выполнить определенную процедуру — оперант. До этого крыса несколько дней получала пищу с помощью автоматической кормушки, включение которой сопровождалось характерным звуком. Если бы кормушка включилась, а пища вдруг не появилась, то крыса все равно побежала бы к кормушке, поскольку образовался условный рефлекс (устойчивая связь между возникновением шума от включения кормушки и появлением пищи). Вот кормушка включается, а пищи нет. Для того чтобы она появилась, нужно нажать на рычаг, но крыса этого не знает. Как только она узнает об этом, случайно нажав на рычаг, то начинает выполнять это действие снова и снова. Рычаг можно закрепить, чтобы при нажатии пища не появлялась. Если подобная ситуация продлится достаточно долго, то происходит угасание операнта — шаблонного действия, ведущего к достижению полезного результата.

В развитие концепции оперантного поведения П. Лоуренс и Дж. Лорш сформулировализакон ожидаемого результата. Этот закон в той или иной модификации используется в практике управления для стимулирования труда подчиненных. В соответствии с ним, чтобы добиться желательного трудового поведения персонала и обеспечить его устойчивость, необходимо разработать систему постоянно действующих позитивных стимулов (подкреплений).

3. Теория социального научения

Концепция бихевиоризма стала методологической основой теории социального научения. Согласно ей социальные, и в особенности сексуальные, роли людей, а также большинство форм социального поведения, составляющих основу адаптации к окружению, складываются в результате наблюдений за определенными социальными моделями: такими, как родители, учителя, товарищи по играм или герои романов и телевизионных фильмов. В итоге получается, что личность — это результат взаимодействия между индивидом (с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д.) и окружающей средой, которую он стремится узнать, чтобы разобраться, в каких ситуациях его поведение окажется адекватным, а в каких неприемлемым в зависимости от связанных с ним поощрений или наказаний.

Теория социального научения объясняет зависимость между изменениями поведения человека и теми последствиями, которые они вызывают в определенных ситуациях. Она, однако, не позволяет понять личность в целом и те константы, которые характеризуют личность данного индивида. Особенно мало она пригодна для того, чтобы объяснить тот контроль, которому столь многие люди пытаются подвергнуть свое существование с целью придать ему какой-то смысл. Такую попытку делает когнитивный подход.

4. Психоаналитическое объяснение поведения

Психоаналитическое объяснение поведения является альтернативой бихевиористскому. Психоанализ рассматривает поведение как определенныйрезультат разрешения внутриличностного конфликта между тремя подсистемами психики:

  • подсознанием — id;
  • самосознанием — ego;
  • super-ego, представляющим «социальную» часть психики.

В этом конфликте ведущая роль отводится подсознанию, вследствие чего активность людей понимается как совокупность реакций на действие разных по своей направленности импульсов подсознания, функционирующего по своей собственной, не вполне понятной логике. Таким образом, наблюдаемое поведение людей по своей сути неосознанно и, следовательно, должно анализироваться и описываться как следствие внутренних конфликтов и противоречивых стремлений личности.
5. Когнитивная концепция поведения

Согласно когнитивной (англ. cognitive — познавательный) методологии поведение человека рассматривается не как механическая реакция на тот или иной стимул, а какрезультат интерпретации им конкретной ситуации, осуществляемой с учетом его знаний и всего совокупного опыта жизни. Человек по своей природе не является пассивным существом, чьи действия полностью зависят от контроля внешней среды. Характер его реакций на возникающие ситуации и события чаще всего определяется той когнитивной интерпретацией, которую происходящему с ним и вокруг него дает он сам. Соответственно предмет когнитивной психологии составляют процессы и свойства личности, связанные с получением информации: восприятие, создание и распознавание образов, внимание, мышление, речь, воображение, принятие решений и пр.

Когнитивная концепция поведения исходит из приоритетной роли перечисленных психических явлений как факторов поведения. В соответствии с этим подходом человеческое поведение в организации следует рассматривать не как реакцию человека на объективную рабочую ситуацию, а скорее как реакцию на ее субъективный образ. Следовательно, предметом управленческого воздействия на поведение персонала должны быть не объективные условия работы, а результаты их восприятия. Хороший управляющий — тот, кто «господствует прежде всего над эмоциональными реакциями подчиненных» (Д. Мак-Грегор).

6. Гештальтпсихология

Приверженцы гештальтпсихологии (нем. gestalt — форма, структура, фигура) видят в поведении человека реализацию его жизненной стратегии, корректируемой с учетом жизненных стратегий других. В основе такого понимания лежит основной постулат гештальтпсихологов, согласно которому человек воспринимает окружающий его мир в виде целостных образов, а не путем последовательного накопления и суммирования ощущений. Например: музыкальную мелодию мы воспринимаем целиком, а не отдельными звуками; решение какой-либо задачи появляется одномоментно в целом виде; исполнение различных приемов в спорте, танцах, труде воспринимается в формах слитных плавных движений, а не в виде последовательного ряда перемещений тела и его частей в пространстве. Человек, который входит в комнату, где находятся другие люди, воспринимает не передвигающиеся пятна цвета и даже не лица и тела по отдельности. Он воспринимает комнату и находящихся в ней люден как некоторое единство, в котором один из элементов, выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляют фон.

Согласно методологии гештальта, человеческая природа (если под ней понимать психическую жизнь) организована в виде целостностей и только таким образом может быть воспринята и понята. Человек взаимодействует с окружающим миром, выделяя в нем актуальные для него в данный момент целостности. Что же касается поведения людей в организации, то его нужно понимать как одно из проявлений их бытия, переживаемое в виде единого образа.

Этот образ будет индивидуально различным в силу индивидуальности восприятия. Для одного сотрудника помещение, в котором он работает, будет выступать в качестве фигуры, а все остальное (включая сотрудников) — как фон. Для другого фигурой будет являться личность руководителя, а остальные сотрудники — фоном, и т.д. Сама же организация, очевидно, не для всех сотрудников будет являться целостным объектом восприятия и отношения, поэтому для гештальтпсихологов, изучающих феномен организационного поведения, описание происходящего «здесь и теперь» будет важнее поиска объяснения его причин.

7. Концепция групповой динамики

Концепция групповой динамики строится на утверждении о прямой обусловленности (детерминированности) поведения человека коллективным поведением группы, в первую очередь малой. Из такой точки зрения следует, что поведение человека в организации непосредственно связано с коллективной деятельностью, в которой он участвует, и является ее продуктом. В связи с этим анализировать и прогнозировать поведение людей на работе необходимо в контексте процессов группообразования в организации, внутригруппового взаимодействия и стадий развития группы.

8. Социологические теории, объясняющие особенности и факторы различий организационного поведения

Напомним, что социология изучает главным образом поведенческую активность не отдельных индивидов, а различных объединений людей — социальных общностей. Это отнюдь не означает, что для социологов не представляют интереса конкретные люди. Напротив, социология личности традиционно является одним из основных направлений социологических исследований и структурных элементов социологических теорий. В соответствии со своими взглядами на природу человеческой активности социологи объясняют особенности поведения отдельных людей двумя факторами:

  • принадлежностью их к конкретным социальным общностям, отличающимся размерами, культурой, целями, видами деятельности, образом жизни, интересами и пр.;
  • положением, которое эти люди занимают в данных общностях.

В социологии (так же, как и в психологии) пока не сложилось единого целостного представления о собственном предмете исследования — обществе. В частности, существуют два противоположных взгляда на соотношение человека и общества:

  1. Согласно первому взгляду человек, точнее, его личность, — продукт того общества, в котором он появился на свет, рос, воспитывался, учился и работал.
  2. Согласно противоположной точке зрения общество и другие, менее масштабные социальные общности непрерывно создаются деятельностью людей и, таким образом, являются ее результатом.

О разнообразии социологических взглядов на природу поведения человека в организации дает представление следующий краткий обзор основных теоретических концепций, разработанных социологами.
Теория типичности социальных свойств. Поведение индивидов и групп в организации объясняется наличием у них как субъектов организационных отношенийсоциально типичных свойств, обусловленных принадлежностью к определенной социальной категории (культурной, профессиональной и др.). Согласно данной логике, факт социальной принадлежности членов группы и группы в целом служит достаточным основанием для объяснения конкретных действий и прогнозирования особенностей их поведения в организации.

Теория социального действия. В соответствии с теорией социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.), поведение в организации необходимо рассматривать какследствие в основном рациональных и скоординированных коллективных действий, при которых каждый субъект поведения учитывает интересы, восприятия и ожидания других участников взаимодействия. В развитие данной теории возниклаконцепция ограниченной рациональности (Г. Саймон), учитывающая фактический предел возможностей человека в принятии (в условиях известного дефицита времени) полностью рациональных решений, которые требуют учета всей совокупности факторов, от которых зависит его принятие и выполнение. В условиях реального управления (в силу указанных обстоятельств) возможно принимать лишь условно рациональные решения.

Институциональная теория предполагает рассмотрение организационного поведения в контексте функционирования единой социальной системы и составляющих ее институтов, действие которых в свою очередь обеспечивается набором соответствующих социальных ролей, норм и санкций. Другими словами, поведение в организации понимается как результат принятия (соблюдения) субъектомустановленных в данном социуме ролевых требований и санкций за нестандартные действия. Все это обеспечивает необходимый уровень социального порядка и предсказуемости поведения персонала.

Функциональная теория объясняет поведение в организации, рассматривая его в качестве функционального элемента единой социальной системы. Другими словами, утверждается, что поведение в организации сводится к выполнению определенной функции или нескольких функций. При этом предполагается, что взаимодействующим субъектам — индивидам (группам) — свойственно изначальное стремление к сохранению и укреплению целостности данной системы и поэтому все процессы, включая процессы в организациях, осуществляются в целях ее выживания. Соответственно они направлены на обеспечение интеграции, сотрудничества, равновесия и т.п. Поведение же при таком понимании (в том числе и поведение в организации) удобно анализировать с помощью одномерной шкалы на континууме: функциональное — дисфункциональное. Ключевые понятия этой теории — «выживание организации», «социальные функции организации», «дисфункции в организации».

Интеракционизм видит предмет социологии в совокупности взаимодействий индивидов в малых группах. Отсюда поведение в организации — это поведение, связанное прежде всего с взаимодействием между сотрудниками формальных структурных подразделений и внутри малых неформальных групп. Поведение субъектов взаимодействия строится, как правило, исходя из учета фактического состава социальных позиций, ролей, ролевых предписаний и ожиданий. Соответственно основное внимание при его изучении должно уделяться рассмотрению и описанию процессов взаимодействия, детерминируемых системой ролей и ролевых ожиданий в группах.

Теории социального конфликта занимают видное место среди социологических объяснительных моделей поведения в социуме. Рассматривая поведение в организации, приверженцы данной теории главное внимание уделяют конфликтам, которые в свою очередь объясняют наличием и столкновением противоположных интересов и социальных позиций коллективных субъектов трудового взаимодействия. Варианты этой теории различаются в зависимости от того, какой именно социальный феномен рассматривается в качестве объекта конфликта (власть, собственность, материальные ресурсы, право на достойное вознаграждение). Теории социального конфликта также стремятся ответить на естественные вопросы о степени его неизбежности и возможных условиях разрешения.

Теории социального обмена основное внимание уделяют механизму поведения индивидов и групп. При этом они видят его пружины в рациональном,взаимовыгодном обмене деятельностями и вознаграждениями. Выявление и изучение правил, обеспечивающих такого рода обмен, составляет основную задачу ее сторонников. Нарушение этих правил рассматривается в качестве главной причины часто наблюдаемого распада групп и организаций.

Феноменологический подход к описанию поведения в организации опирается на идеи феноменологической социологии, называемой еще социологией повседневности, интересующейся сознательными аспектами поведения, соотнесением собственного потока сознания и восприятия сознания других. Ключевое понятие этого подхода —понятие жизненного мира, или мира повседневности, разделяемого многими людьми и вместе с тем содержащего частные, биографически конкретные аспекты. Соответственно в жизненном мире различаются интимные отношения лицом к лицу (мы-отношения) и сдержанные безличные отношения (они-отношения).

Формирование теории организационного поведения опирается на результаты исследований, относящихся не к одной, а ко многим психологическим и социологическим школам. Это вполне закономерно, поскольку организационное поведение как объект исследования само по себе достаточно сложно, чтобы его можно было адекватно, без искажения сути явления, описать и объяснить, находясь в узких рамках одной-единственной методологической позиции и концептуальных предпосылок.

Ближайшие бесплатные вебинары

  • 20.08.2021
    Нюансы применения ФСБУ 5/2019 «Запасы»
  • 23.08.2021
    Дробление бизнеса 2021: законность, ошибки, ответственность
  • 25.08.2021
    Пять способов взыскать долг: все о дебиторской задолженности

Смешанные поведенческие типы

Личность, которой свойственно вести себя в соответствии с одной моделью disc, встречается редко. Гораздо чаще в одном человеке смешиваются два типа, похожих по характеристикам. Либо обе модели выражаются в равной степени, либо одна преобладает над другой. Всего выделяют 6 смешанных типов личности.

DI-ID

Красно-желтый, желто-красный: вдохновитель. Такая личность любит находиться среди людей, общаться, убеждать в чем-то и перетягивать на свою сторону. Отличный дипломат, склонный к манипуляциям. Главный страх – потеря контроля и влияния.

Как наладить контакт: дружелюбное общение, внимание к фактам, четкие действия, напоминание о достигнутых успехах.

IS-SI

Желто-зеленый, зелено-желтый: связной. Легкие в общении, внимательные, добрые. Преданные друзьям и гибкие, когда случаются изменения. Любят стабильность, излишне доверчивы, избегают конфликтов.

Как наладить контакт: общаться максимально открыто и по-дружески, избегать агрессии по отношению к ним, говорить об их важности.

SC-CS

Зелено-синий, сине-зеленый: координатор. Надежный и усидчивый, на таких людей можно положиться. Любят стабильность и планирование. Главный страх – неожиданные ситуации, отсутствие логики.

Как наладить контакт: немногословные разговоры по делу. Не навязываться, давать возможность все обдумать и в спокойной обстановке принять решение.

DC-CD

Красно-синий, сине-красный: исполнитель. Склонны к перфекционизму, агрессивны в процессе достижения цели. Любят изменения, быстро подстраиваются и усваивают новшества. Слабая сторона: желание усовершенствовать или починить то, что в этом не нуждается.

Как наладить контакт: не оказывать давления, не торопить, уважать и поддерживать молча. С осторожностью говорить о том, что все наладится.

IC-CI

Желто-синий, сине-желтый: противоречивый. Сложное сочетание противоположных типов личности. Стремятся к успеху и разделяют его с товарищами. Добиваются целей, попутно вдохновляя на это других. Иногда нетерпимы, иногда чересчур эмоциональны.

Как наладить контакт: быть терпеливым, позволять проявлять инициативу, внимательно слушать и поддерживать.

DS-SD

Красно-зеленый, зелено-красный: упорный. Наиболее сложная поведенческая модель. Таким людям свойственен «синдром отличника», когда в любом деле важно стать лучшим. Подвержены перепадам настроения и излишней инициативности.

Как наладить контакт: быть сдержанным, не говорить попусту, изъявлять мысли логично и последовательно. Не перекрывать путь, подстраиваться.

Определение понятия

Психология поведения — это сфера знаний, которая объясняет невербальные телодвижения (мимика, жесты, интонации) человека и делает выводы о том, насколько он искренен, правдив, уверен и открыт.

Очень часто такую оценку мы делаем несознательно, когда чувствуем себя некомфортно при общении со знакомым человеком или даже избегаем его. Но на самом деле мы оцениваем его поведенческие проявления, которые и говорят нам о том, что он о нас думает, как относится, несмотря на то, что его слова могут быть доброжелательными или нейтральными.

Есть ряд приемов, позволяющих определить истинные замыслы человека, его эмоции, уровень самооценки. Его движения, мимика и другие особенности выдают его внутренние страхи, установки, комплексы, которые мы улавливаем подсознательно или оцениваем сознательно, если имеем определенные знания и опыт.

Процесс общения мы воспринимаем как общую картину, иногда во время разговора мы не замечаем, во что одет, что он говорит, но обращаем внимание, как он это делает, какие фразы и слова употребляет, как сидит и что держит в руках. Иногда какая-нибудь мелочь привлекает внимание и запоминается надолго: запах, дефект речи, акцент, оговорки, неправильные ударения, неуместный смешок и так далее

Научной дисциплиной, которая помогает объяснить и расшифровать неосознанные нюансы в поведении людей, которые выдают их истинные намерения, является психология поведения.

1. Что говорят нам жесты и мимика?

Огромную роль в разговоре имеют жесты и мимика. Но, несмотря на простоту расшифровок тех или иных поз и жестов человека, они могут нести совершенно другой смысл.

Например, в психологии лжи есть основные признаки обмана: человек не смотрит в глаза, трогает свой рот, нос, шею. Но собеседник может трогать нос только потому, что он чешется.

Скрещенные ноги или руки – эти жесты в психологии поведения человека трактуется как недоверие, зажатость, замкнутость, но собеседнику может быть просто холодно.

Советы по расшифровке манер и жестов часто могут завести в тупик или поставить человека в неловкое положение. Например, увидев у собеседника открытую позу, уверенный и спокойный голос, приятный искренний взгляд, мы принимаем его за честного человека, а на самом деле у него мошеннические намерения. Или пикаперы, сколько у них обаяния, остроумия, искренности, воспитанности, — и это все для того, чтобы самоутвердиться.

2. Что говорит нам речь и интонация?

Скорость речи, ритм, громкость, интонация сильно влияют на общение и способны рассказать о человеке много дополнительной информации, как считает психология поведения. Наука помогает понять эмоциональное состояние человека:

  • Спокойный, рассудительный, уравновешенный человек говорит ритмично, медленно, со средней степенью громкости.
  • Импульсивность характера выдает быстрая и оживленная речь.
  • Те, кто не уверен в себе или замкнут, говорят тихо, неуверенно.

3. Часто слова не так важны, как интонация.

Но следует понимать, что если человек находится в незнакомой обстановке, он может повести себя не так, как в привычном окружении.

Психология поведения позволит определить скрытые факторы, влияющие на человека на самом деле. Но для того, чтобы их видеть и понимать, необходимо быть «подкованными» знаниями и внимательными к людям.

Маркеры поведения каждого типа

Модель disc с разных сторон характеризует людей. Наглядно рассмотрим поведение каждого типа личности на примере продавца. Продавец Diana: нацеленность на результат. «Я хочу получить премию. Для этого мне нужно продать товара на 100 000 рублей. Буду предлагать самую дорогую продукцию и расписывать положительные качества, даже если их нет».

Продавец Irina: желание получить признание. «Я хочу понравиться покупателю. Расскажу о скидках и бонусах, посоветую хорошие и недорогие товары. У меня появятся постоянные клиенты».

Продавец Sofia: стремление к удобству. «Дам клиенту то, что он хочет. Я хорошо разбираюсь в товаре и точно знаю, какой продукт посоветовать. Предложу присесть и рассмотреть все получше, заодно и сама отдохну».

Продавец Clara: нацеленность на анализ фактов. «В прошлом месяце Diana продала 76 товаров. Это на 9 больше, чем у меня. В этом месяце я продам 100 товаров. У меня уже есть план».

Каждая личность ставит перед собой цель, но в зависимости от модели поведения создает особенный план для ее достижения.

Характеристика девиантного поведения

Девиантное поведение характеризуется нарушением стабильности процессов соцвзаимодействия, общения, взаимосвязей. Такие люди живут по своим правилам и законам, отличающимися от общественных. Однако не всегда девианты – негативные личности. Например, дети такими становятся из-за недостатка внимания со стороны родных и близких либо вследствие их чрезмерной опеки. Для исправления нарушений достаточно устранить причину.

Основные группы и их характеристики, что относится к девиантному поведению:

1. Насилие. Это разные формы принуждения с целью завоевания привилегий, приоритета, господства, прав. Формы насилия могут быть разными:

  • физическое – нанесение телесных повреждений;
  • психическое – постоянное или длительное воздействие на психику, эмоциональную сферу;
  • сексуальное – совершение соответствующих действий (для получения собственного удовлетворения) с жертвой без её согласия;
  • эмоциональное – принуждение, которое вызывает сильные духовные переживания.

Насилие различается по видам. Садизм – действия индивида направлены на причинения другому человеку боли и страданий, при мазохизме они причиняются себе. В обоих случаях девиант получает от жестокости удовольствие и наслаждение. Крайняя степень садизма – убийство другого человека, при мазохизме – лишение жизни себя.

2. Агрессия. Это форма, вытекающая из насилия. Агрессия может быть реактивной (гнев, ненависть и т. д.) и быть экспрессивной, аффективной или импульсивной либо инструментальной, которая планируется целенаправленно. Эта форма относится к развитию личностных и соц. конфликтов.

3. Наркомания. Это болезненное влечение к постоянному употреблению различных веществ, нарушающих психику и физические функции. Индивид готов любыми способами заполучить наркотики. Без них начинаются «ломки», развивается напряжение, безотчётный страх, сильная усталость, головокружение, потливость, лихорадочное состояние, тремор.

4. Токсикомания. При этом индивид употребляет токсические вещества – кофеин, транквилизаторы, чифир, вдыхает химические вещества – бензин, клей и т. д. В итоге начинается эйфория с галлюцинациями. Как и при употреблении наркотиков возникает сильная зависимость.

5. Абстиненция. Она возникает после резкого прекращения введения либо приёма токсических и наркотических веществ. Абстиненция характеризуется неврологическими, вегетативными, психологическими или соматическими отклонениями. Длительность такого состояние зависит от вида вещества, которое принимал индивид (и длительности употребления).

6. Пьянство, алкоголизм. В первом варианте это чрезмерное употребление спиртных напитков, что приводит к ухудшению здоровья и нарушает взаимодействие с обществом. Во втором случае – это патологическая тяга к алкоголю. Это сопровождается стойкой зависимостью и деградацией личности. Причём алкоголизм развивается медленно, изменения в индивиде происходят постепенно, но необратимо. Зависимость от спиртного, может быть, бытовой, когда индивид ещё контролирует количество употребляемого и может, даже временно от него отказаться. Для алкоголизма в хронической степени свойственна нездоровая тяга к спиртному. В осложнённом случае девиант начинает дополнительно пить наркотики или барбитураты.

7. Проституция. Это оплачиваемые половые контакты вне брака. Для индивида это становится источником заработка или образом жизни. Проституция может быть детской, взрослой, а также женской или мужской. Одни работают только на вокзалах, другие – в поездах, третьи – в барах и т. д. Обособленно представлена элитная группа, в которую входят только изысканные проститутки – стриптизерши, фотомодели, манекенщицы.

8. Сексуальные девиации. Они могут существовать в пределах нормы и чаще служат для социальных исследований. Другая группа – патологическая, в которую входят различные извращения. Такими девиантами с серьёзными отклонениями занимается психиатрия и медицина. В эту группу входит:

  • зоофилия – половая страсть к животным;
  • садизм и мазохизм;
  • лесбиянство, гомосексуализм – сексуальное влечение к своему полу;
  • феминизация – развитие вторичных половых признаков;
  • кровосмешение – сексуальное влечение к родственникам;
  • маскулинизация – отклонения, которые связаны с переменой половых ролей;
  • транссексуализм – нарушения осознания своего пола;
  • фетишизм – достижение полового удовлетворения от прикосновения к женским вещам либо их созерцания;
  • нарциссизм – самолюбование своим телом;
  • эксгибиционизм – стремление к обнажению своего тела (в частности, полового органа) перед людьми;
  • педофилия – сексуальная жизнь с детьми или их принуждение к таким отношениям;
  • скопофилия – тайное подсматривание за процессом полового акта;
  • геронтофилия – сексуальная страсть к пожилым людям.

Гипермаскулинное поведение характеризуется нарочитой грубостью, утрированной мужественностью, циничностью. Основные черты – хамство к женщинам, пренебрежение, садистские наклонности во время полового акта. Все формы сексуальной девиации могут проявляться как отдельно, так и сочетаться.

9. Преступность и проступки. В первом случае это самая опасная форма правонарушений. Преступность может быть общеуголовной (грабежи, разбой, насилие) и общегосударственной, умышленной или по неосторожности. Совершение уголовно наказуемых деяний бывает первичным и рецидивным. Проступок же не представляет такой большой опасности для общества. Девиантность выражается в сквернословии, вызывающем поведении, воровстве, бродяжничестве и т. д.

10. Самоубийство – лишение себя жизни. Иначе называется суицид. Он может быть и индивидуальным или массовым.

11. Нарушение моральных норм. К ним относится почти всё перечисленное выше – отклонение от принятых правил, принципов.

12. Социальный паразитизм. Это образ жизни с уклонением от общественного труда, нетрудовыми доходами, существование на чужие средства, тунеядство.

13. Попрошайничество – выпрашивание продуктов, денег, одежды и т. д. у людей.

14. Бродяжничество – постоянное перемещение с места на место.

Своеобразной формой девиантного поведения называется бюрократизм. Он проявляется в волоките, канцеляризме, пренебрежении к делу, в приоритете – соблюдение формальностей.

К девиантному поведению не относится конформизм инновация ритуализм. Многие отклонения от принятых в обществе норм относятся не к «чистым» проявлениям, а являются разновидностями нарушений либо сочетаются, образуя один сложный набор (например, проститутка-алкоголик, либо убийца с сексуальными отклонениями).

Диагностика поведенческих типов

Поведенческий тип человека по модели disc определяется по разным признакам. Тип личности «S» распознать труднее других, поскольку «зеленые» скрытны и склонны подстраиваться под собеседника.

Для каждой модели поведения характерны выраженные черты. Провести диагностику среди коллег или подчиненных легко: достаточно обратить внимание на состояние рабочего места и внешний вид. В повседневной жизни важными критериями являются также внешний вид, мимика, жесты, манера поведения и общения. Если на работе сотрудник ведет себя более сдержанно, особенно в присутствии начальства, то в компании друзей он расслабляется и не скрывает часть личностных качеств.

Внешний вид Рабочее место Мимика и жесты Поведение и общение
Тип «D» Удобная одежда, адаптация к условиям. Одевается по случаю. Не придает большого значения одежде. Демонстрация высокого статуса: большое кресло, массивный стол, компьютер, бумаги, дорогие предметы интерьера. Крепкое рукопожатие, ощущение постоянной спешки, конкуренция. Открытость, прямолинейность, грубость, дерзость, высокая скорость речи, изложение по факту, без лишних подробностей.
Тип «I» Модная одежда, яркие образы, аксессуары, необычные детали, например, оранжевый галстук, яркая рубашка, большие цветные серьги. У женщин – яркий макияж. Подчеркивание уникальности, творческий беспорядок. На столе лежат интересные вещицы, но бесполезные в работе. Эмоциональность, постоянная жестикуляция, использование жаргонных выражений. Заинтересованность, тактильные контакты, иногда нарушение личных границ, желание завоевать внимание окружающих.
Тип «S» Неброская одежда, приглушенные цвета, стандартные фасоны, гармоничный вид. Организованность и уют. Растения в горшках, фото семьи, нужные вещи. Все на своих местах. Мягкость, дружелюбие, тенденция соглашаться с собеседником, скудность ярких эмоций. Интерес к собеседнику, внимание, доброжелательность, осторожность к новым предложениям.
Тип «C» Чистая и выглаженная одежда, хороший вкус, подобранные цветовые сочетания, предпочтение – популярные бренды. Абсолютный порядок. Только нужные и полезные предметы. Много необходимой рабочей информации, личное скрыто. Осторожность, скептицизм по отношению ко всему сказанному, сдержанность, краткость, избегание тактильных контактов. Пунктуальность, следование правилам, составление плана перед началом деятельности.

Система определения типа личности disc допускает погрешность, поскольку поведенческие модели бывают смешанными. Если один тип доминирует над другим, определенные качества будут выражены более ярко.

Взаимодействия с людьми разных поведенческих типов

После проведения диагностики становится явным преобладающий тип личности у конкретного человека. От этого стоит отталкиваться при построении конструктивного взаимодействия. Соблюдение некоторых правил позволит расположить к себе товарища любой поведенческой модели. Основные нормы при установлении контактов довольно просты.

Если новый знакомый – «красный»: заранее договаривайтесь о встрече, но будьте готовы к опозданию и отсутствию чувства вины по этому поводу. Фильтруйте комплименты, не сыпьте ими чрезмерно. Делитесь нужной и проверенной информацией, рассказывайте политические истории и анекдоты «на грани фола».

Если новый знакомый – «желтый», помните, что они не придают значения временным рамкам, никогда не приходят к назначенному часу. Не злитесь на это, будьте гибкими и подстраивайтесь под них. Падки на комплименты, так что смело хвалите прекрасный наряд, прическу и отличные туфли. Не перебивайте и не говорите слишком много, предоставьте это «желтому».

Новый знакомый – «зеленый»: придет на встречу вовремя, будет рад обсудить житейские вопросы. Не пытайтесь обмануть его, говорите правду. Будьте готовы к тому, что «зеленый» не доверяет вам, но не покажет это.

«Синий» новый друг: всегда приходит вовремя с поразительной точностью и ждет того же от вас. Предпочитает факты, так что говорите по делу, без лишнего углубления в детали. Может пропускать мимо ушей отдельные фразы, так как замкнут и забывается. Лучше сразу переходить к делу, если встреча деловая.

Не всегда хочется подстраиваться под человека, особенно, если он не вызывает симпатии. Однако бизнес и работа не принесут желаемых плодов, если не прогибаться под некоторые обстоятельства. Диагностика поведения личности отлично помогает наладить контакт и продвинуть свои предложения.

Применение модели disc

Основная задача модели disc – ее применение в сфере бизнеса для установления контактов и продвижения. Работа с конкурентами, партнерами и сотрудниками складывается из межличностного общения на разных уровнях. Для достижения большей эффективности применяются хитрости в общении. Например, «красных» легко оттолкнуть лишними комплиментами, а «желтые» с удовольствием их принимают.

Система типов личностей ДИСК применяется и в личном общении. Однако больше она направлена все же на работу. Подстраиваться под коллегу, партнера или начальника – значит соблюдать деловой этикет и действовать ради достижения определенных целей.

Установление контактов в повседневной жизни с применением знаний по disc помогает определить, сложатся ли дальнейшие отношения с конкретным человеком. Если под друга приходится постоянно подстраиваться в то время, как он не делает того же, – какой же он тогда друг?

Изучение системы распознавания типа личности развивает коммуникативные способности и помогает лучше разбираться в людях. Эти знания непременно пригодятся в жизни.

Профилактика

Коррекция признаков девиантного поведения находится в ведении специалистов психологии, так как педагогических методов недостаточно. Количество случаев девиации у подростков возрастает, и это повод задуматься. Сейчас в нашем обществе проявления девиантного поведения являются острой социальной проблемой. Родители часто не уделяют достаточно времени воспитанию детей, да и просто общению с ними. Педагоги всё больше относятся к подросткам и их проблемам формально.

Для борьбы с ростом случаев девиантного поведения профилактика должна проводиться
в двух направлениях. Во-первых, в рамках общей профилактики необходимо вовлекать детей в социальные процессы, протекающие в учебных заведениях, формировать сознание принадлежности к коллективу, ответственность. Во-вторых, профилактика состоит в выявлении подростков, нуждающихся в индивидуальном подходе, анализе психологии и причин отклонений, ведении коррекционной работы с таким ребёнком.

7. Социология девиантного поведения.7. Социология девиантного поведения.
Ссылка на основную публикацию
Похожее