Россия, Удмуртская Республика, Ижевск, улица Репина
Телефон:
+7 (341) 256-81- Показать номер
Пн-пт: 08:00—20:00; сб: 08:00—14:00 по предварительной записи: пн-сб
whatsapp telegram vk email

Подростково-юношеский кризис: форма субъектного переживания

Кризис 17 лет – это один из периодов скачкообразного и бурного развития человека, когда вся его жизнь становится совершенно не такой, как раньше. Он связан с глобальными изменениями круга интересов, общения, деятельности. Юноши и девушки постоянно стоят перед выбором, в связи с чем – напряжены и испытывают стресс.

Этому кризису присущи такие признаки, как упрямство, юношеский максимализм, временные нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы. После преодоления кризиса подросток превращается в юношу (девушку): становится более вдумчивым, целенаправленным, логичным и адекватным.

Определение понятия

image

Если говорить кратко, то кризис 17 лет в возрастной психологии – это очередной период бурного развития человека, в который он начинает поиск себя, изменяет взаимоотношения с окружающими, приобретает новые цели в жизни и вырабатывает новые для себя стратегии поведения. Несмотря на название, возрастные границы юношеского кризиса – от 16 до 18 лет, в зависимости от жизненной ситуации и развития ребенка.

Юношеский возрастной кризис

Наиболее уязвимым возрастом для возникновения юношеского кризиса является период жизни от 17 до 20 лет, иногда, чуть позже. Следует заметить, что этот кризис может возникнуть и у девушек, но это бывает значительно реже. Однако, эта половая диспропорция выражена не столь резко, как при «кризисе среднего возраста».

Юношеский кризис проходят почти все люди, так как он является важным этапом в становлении личности. Но у большинства он протекает в мягкой, стертой форме, не приводящей к его затягиванию и хроническому состоянию, а также, к возникновению невротической симптоматики.

Этот кризис связан, прежде всего, со сложным и противоречивым процессом самоопределения личности, с поиском собственной идентичности. Эту сложность и противоречивость определяет ряд факторов, о которых стоит поговорить поподробнее.

Очень часто бывает так, что дело, которым человек будет заниматься все последующие годы, выбирают за него родители. Наверное, в ряде случаев это оправданно – кто, как не родители, желают счастья своему ребенку? Но очень часто, при выборе места обучения или работы молодого человека, они не учитывают его природных склонностей, и, уже сложившейся к этому времени, области его интересов и увлечений. Это приводит к тому, что молодой человек учится или работает без особого энтузиазма и постоянно задает себе вопрос: зачем мне это нужно? Но он, чтобы не конфликтовать с родителями, продолжает заниматься неинтересным для себя делом. При этом растет раздражительность с одновременным «уходом в себя», человек становится эмоционально прохладным и малодоступным для общения. Могут наблюдаться различные расстройства личности, которые чаще всего обратимы.

Очень часто подобные размышления приводят к тому, что человек начинает искать ответы на эти вопросы в книгах или на специализированных сайтах в Интернете. Хорошо (хотя во всем должна быть мера), если эти печатные источники информации объясняют жизненные кризисы с точки зрения традиционной психологии и гуманистической философии, а если нет? Все мы знаем, какая мутная накипь «литературы» по мистике и эзотерике поднялась в последнее время.

В юной голове может возникнуть причудливая мешанина из обрывков разных теорий, воззрений, оккультных практик. Это состояние в психиатрии называется метафизическая интоксикация. Но, что еще хуже, поиски собственного «я» могут привести молодого человека в маргинальные социальные группы или даже в секты. Податливость личности и слабость ее защитных механизмов могут обусловить наркотическую и алкогольную зависимость, антисоциальное поведение, расторможенность в сфере сексуальных влечений. Происходят негативные изменения и во внутрисемейных отношениях: утрачивается понимание и доверие между, казалось бы, самыми близкими людьми.

Обычно все это сопровождается появлением и нарастанием невротической симптоматики. Тревога, депрессия, навязчивые мысли, расстройство естественных фаз сна и бодрствования – вот далеко не полный перечень возможных клинических осложнений. Могут возникнуть мысли о самоубийстве.

Хотя, истины ради, надо сказать следующее. Ряд молодых людей даже столь тяжелый кризис преодолевают самостоятельно, но за это обычно приходится платить слишком высокую цену. Это и потерянные годы, это и ухудшение здоровья, как телесного, так и душевного.

В ситуации затянувшегося юношеского возрастного кризиса именно психотерапия является тем выбором, который поможет человеку справиться с этой тяжелой жизненной коллизией.

Наиболее эффективным подходом при «возрастных кризисах» является экзистенциально-гуманистическая психотерапия, которая направлена на личностный рост и конструирование тех моделей Будущего, в котором хочется жить.

Обычно, эта психотерапия имеет две стадии работы: интенсивную, когда терапевтические сеансы происходят 2 раза в неделю на протяжении 1-2-х месяцев, и поддерживающую, когда сеансы назначаются 1-2 раза в месяц на протяжении года или даже нескольких лет.

Впрочем, поддерживающее лечение можно проводить и в формате групповой терапии.

Врач психиатр, психотерапевт, гипнотерапевт

В клинике Брейн Клиник, для помощи людям в моменты возрастных кризисовимеется любая из форм психотерапии.

В зависимости от личности человека и его состояния, индивидуально подбирается и проводится необходимая помощь.

В эти моменты могут быть рекомендованы как индивидуальные занятия со специалистом или групповая психотерапия.

Для некоторых людей рекомендованы занятия семейной психотерапии.

Как для мужчин, так и для женщин в клинике ведет прием врач-сексолог.

Звоните, наши специалисты помогут Вам справиться с ситуацией

Источник

Причины кризиса юности

Главная причина кризиса юношеского возраста – потребность и необходимость в самоопределении. Юношам и девушкам постоянно приходится сталкиваться с выбором: с кем общаться, чем заниматься, какую выбрать профессию, куда пойти учиться. Такая ситуация – стрессовая для ребенка, поэтому в этот период он находится в напряжении. Наиболее часто старшеклассники и выпускники школы встречаются с проблемами:

ЕГЭ

Выпускные экзамены доставляют школьникам немало хлопот, связанных с выбором предметов и подготовкой к аттестации. Наиболее неприятный момент – неизвестность до самого начала экзамена. Человек готовится по пробным вариантам, но никогда не знает, какой попадется ему в экзаменационной аудитории. Кроме того, на проверку работы требуется 7-14 дней, и все это время выпускнику приходится переживать за свои результаты.

Ситуация выбора

Старший подросток выбирает дальнейший путь после школы, от этого выбора, на его взгляд, зависит вся оставшаяся жизнь. Поэтому его нервная система перевозбуждается при размышлениях о том, куда пойти учиться, кем стать, уезжать ли из родного города или оставаться, какую выбрать форму обучения, совмещать ли учебу с работой или сделать акцент на чем-то одном.

Ожидания ближайшего окружения

Практически от любого ребенка, даже почти взрослого, родители, близкие и друзья чего-то ожидают. Например, что он будет хорошо учиться, сможет успешно сдать экзамены, поступит в престижный вуз. Также общество предъявляет свои требования, которым не так-то легко соответствовать. Выпускника постоянно спрашивают о том, чем он будет заниматься, готов ли к экзаменам, куда собирается поступать, кем хочет работать. Большинство девушек и юношей в кризисе 17 лет еще сами находятся в состоянии неопределенности, поэтому подобные вопросы вызывают у них некоторое напряжение и раздражение.

Изменение привычной жизни

Поступая в учебное заведение после школы или устраиваясь на работу, юноша сталкивается с совершенно новыми для него условиями. Приходится брать на себя больше ответственности, вливаться в новый коллектив, принимать собственные решения, возможно, учиться жить отдельно от родителей, решать свои финансовые вопросы и жилищные проблемы. Период адаптации также оказывается весьма стрессовым.

Все эти ситуации обостряют проявления юношеского кризиса.

Причины

Кризис среднего возраста у мужчин — что это такое, когда начинается

Одной из причин пубертатного кризиса у подростка является то, что ребенок начинает предъявлять к себе и окружающим новые определенные требования. В виду возраста и отсутствия жизненного опыта чадо не способно самостоятельно справляться с новыми трудностями и нести ответственность за свои поступки.

На то, как будет проходить данный период, влияют как внутренние, так и внешние факторы. Ситуация может сложиться так, что ребенок станет замкнутым, неразговорчивым, снизятся успеваемость и оценки. С другой стороны, подросток может стать конфликтным и раздраженным.

Что относится к внешним факторам:

  • Повышенная опека и контроль со стороны родителей.
  • Психологическое давление;
  • Давление со стороны учителей;
  • Конфликты со сверстниками.

В первую очередь, большое влияние на психику подростка оказывает семья. Непонимание и давление со стороны родителей мешают им воспринимать свое чадо как равного. Подобное явление приводит к частым ссорам и, как результат, затяжному кризису.

К внутренним факторам относится психологическое состояние самого подростка. Ребенок начинает винить себя за свои неудачи, неумение общаться со сверстниками. В особенности это обостряется, если он от природы является скромным, застенчивым. Его раздражает идентичность поведения окружающих. Появляется желание выделиться.

Проблемы с учебой

Признаки кризиса юношеского возраста

У большинства детей старшего школьного возраста кризис 17 лет проявляется достаточно ярко, поэтому родители вполне могут заметить его самостоятельно, без специальных диагностик. Он характеризуется следующими признаками:

Возникновение страхов

Подросток начинает часто высказывать свои переживания о том, что с ним будет дальше. Его тревожит будущее и все, что с ним связано. Он боится оступиться, ошибиться с выбором пути, не оправдать надежд близких людей, переживает за появление новой ответственности и обязанностей. Если некоторые из страхов реализуются, например, недостаточно высокий балл по ЕГЭ, то ребенок может уйти в глубокую депрессию.

Нарушения работы нервной системы

К ним относятся проблемы вегетативной системы: головокружения, учащенное сердцебиение, нервные тики, скачки давления, диспепсические расстройства, боли в груди и усиление работы потовых желез. Также к невротическим реакциям относятся эмоциональные нарушения: неустойчивое настроение, раздражительность, вспыльчивость, плаксивость, понижение работоспособности, повышение тревожности, усиление самокритики, снижение концентрации внимания, неуверенность в собственных силах и возможностях, пессимизм.

Юношеский максимализм

Так называется симптом кризиса 17 лет, при котором подросток видит мир в черно-белом цвете: для него или все хорошо, или все плохо, ему нужно или все, или ничего. Связан он с нормальной для возраста ригидностью мышления, эгоизмом и недостатком жизненного опыта. К признакам юношеского максимализма относятся:

  • высокая категоричность суждений;
  • упрямство;
  • избыточная самоуверенность;
  • стремление как можно сильнее выделяться среди других людей;
  • завышенные требования к окружающим людям и к самому себе;
  • отсутствие желания идти на компромисс;
  • чрезмерная эмоциональность при спорах и доказательстве своей точки зрения.

Что такое кризис в подростковом возрасте

Кризис подросткового возраста – это обозначение жизненного периода, перехода от младшего школьного возраста к подростковому, становление новой личности. У ребенка появляется стремление к самовыражению, самореализации, развитию, саморегуляции. Данная фаза жизни характеризуется частыми ссорами с родителями, учителями, снижением интереса к учебе.

После ее завершения молодой человек получает новый уровень самосознания, определяется с жизненными ценностями и стремлениями. Согласно статистическим данным, кризис начинается в период с 11 до 16 лет.

Данная фаза является наиболее продолжительной. Наблюдаются повышенные темпы в умственном и физическом развитии. Разнообразные потребности возникают достаточно быстро, но, если ребенок не находит возможности их реализовать, они также быстро перегорают.

У девочек начало подросткового кризиса наблюдается в возрасте 10-11 лет. У мальчиков – 12-13. Его продолжительность определяется социальными особенностями и условиями, в которых ребенок развивается. В нормальной ситуации он заканчивается к 14-16 годам. Случается, что период продолжается до 17-21 года.

Важно! Если родители заблаговременно перестроили свое отношение к подрастающему ребенку, можно обойтись вовсе без кризиса. По крайней мере, без его яркого проявления.

Особенности кризиса

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, особенности протекания кризиса юношеского возраста выражаются в изменении трех составляющие личности:

  1. Ведущая деятельность. Из интимно-личностной, бывшей в подростковом возрасте, она превращается в учебно-профессиональную. Человеку в этот период необходимо определиться в жизни, получить профессию, поэтому в норме большинство его личностных ресурсов направляется на обучение и познание нового. Общение со сверстниками отходит на второй план, но не исчезает из жизни юноши полностью.
  2. Социальная ситуация развития. Здесь в период кризиса также происходит огромное количество изменений: круг общения, качество, цели, способы взаимодействий, появляются новые стратегии поведения в конфликтах и спорах, человек учится аргументировать свою точку зрения и успешно работать в команде для решения общих задач. Отношение старших окружающих к юношам и девушкам также становится другим: на них все чаще смотрят не как на детей, а как на взрослых, обращаются на «Вы», больше уважают и позволяют проявить себя.
  3. Возникновение возрастных новообразований ранней юности. Кризис 17 лет завершается новыми качествами личности, среди которых:
  • профессиональное самоопределение;
  • формирование индивидуального стиля мышления;
  • регуляция собственного поведения на основе ценностей и смыслов;
  • формирование логического интеллекта;
  • осознание собственной ценности и индивидуальности;
  • личностное самоопределение.

Противоречием кризиса 17 лет, по концепции Л.С. Выготского является противостояние двух противоположных желаний: общаться и изолироваться. Человеку по-прежнему хочется общения, но для самореализации у него также есть потребность в уединении. Главная его задача – найти баланс между этими явлениями, не потеряв при этом связь с обществом и не отодвинув на задний план реализацию собственных возможностей.

Подростково-юношеский кризис: форма субъектного переживания

Острота подросткового кризиса во многом определяется резкой сменой отношения челове­ка не только к окружающему миру, но и к себе. Обостряются противоречия самосознания

, связан­ные с маргинальным социальным статусом подростка, впервые возникающей множественностью социальных ролей и одновременно с многомерностью внутреннего мира человека.

Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, ре­гулирующим деятельность и поведение человека, а также следствием длительного развития инди­вида, превращения его в субъекта, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и самим собой.

Как отмечают многие психологи [2; 3; 5; 8; 9 и др.], именно в подростковом возрасте начи­нается интегрирование различных идентификаций, или, по выражению М.К. Мамардашвили, «со­бирание себя». «В подростковом возрасте, – пишет К.Н. Поливанова, – встает новая задача разви­тия – формирование целостной идентичности» [9; 79]. В описании И.С. Кона эта сторона возраст­ных изменений предстает следующим образом: «До подросткового возраста свои отличия от дру­гих привлекают внимание ребенка только в исключительных… обстоятельствах. Его Я практиче­ски сводится к сумме его идентификаций… У подростка и юноши положение меняется. … жела­ние избавиться от прежних… идентификаций активизирует его рефлексию… Сознание своей… непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества» [3, с. 60].

В имеющихся теоретических представлениях о подростковом и юношеском возрастах мож­но усмотреть некоторую общую идею стадиальности перехода от незрелого, неинтегрированного самосознания к зрелому, определяющему построение идентичности в юности. В первом прибли­жении эта схема может быть представлена следующим образом:

  • незрелые заимствованные «осколочные» идентификации;
  • рефлексивная фаза «собирания себя»;
  • фаза зрелой интегрированной идентичности.

Эта схема сопоставима с представлениями Э. Эриксона и его сторонника Дж. Марсиа, выде­лившего статусы идентичности, составляющие последовательность: диффузия идентичности, не­зрелая идентичность, мораторий, достижение идентичности. Эта схема соответствует представле­ниям о переходе от подростничества к юности известных отечественных исследователей пробле­мы. Переход от заимствованных концепций мироустройства к собственным описан Л.И. Божович: «… Учащиеся старшего школьного возраста заинтересованы в отстаивании своих взглядов, в утверж­дении своей мысли. Логика – средство, а не самоцель для юноши» [2, с. 385].

Особенность перехода от подростничества к юности – выработка «личной философии», по­строение которой становится возможным лишь в условиях «рефлексивной паузы». В своих рассуж­дениях о подростничестве и ранней юности А.С. Арсеньев отмечает, что эта фаза имеет форму именно паузы: «…Остановка деятельности, покой, романтическая мечтательность, пушкинская “праздность” как предпосылка “вдохновения”. Непосредственное погружение в беспредельность бытия собственного “Я” и Мира… Именно в эти моменты человек превосходит самого себя (“Че­ловеку для того, чтобы быть самим собой, надо быть бесконечно больше себя”), здесь формирует­ся личность и максимализм всеобщих нравственных принципов (в отличие от укорененных в со­циальности групповых моральных норм)» [1, с. 509]. По мнению А.С. Арсеньева, если молодой че­ловек проходит мимо всеобщих проблем человеческого существования, мимо «последних вопро­сов», которые для него не актуализируются и не становятся коренными вопросами человеческой жизни и его собственной судьбы, то это существенно отражается на формировании личности. Тог­да столкновение с «последними вопросами» может вызывать лишь ощущение временного неосо­знанного неудобства.

Как показывают исследования, проведенные А.М. Медведевым и его соавторами [4; 5; 6; 7] со школьниками, студентами и представителями молодежных субкультур (толкиенисты и участни­ки ролевого движения Волгограда), «рефлексивная пауза» и «собирание себя» вовсе не являются нормой в обычном, статистическом понимании, более того соответствующие феномены могут во­все отсутствовать в значительном числе индивидуальных историй подростков. Кроме этого, отме­ченные проявления собственно субъектной формы возрастного перехода могут не наблюдаться у «обычных» молодых людей и, наоборот, ярко обнаруживать себя у «неформалов». Это вполне со­гласуется с мнением К. Обуховского: человек может войти во взрослую жизнь с набором частичных идентификаций, не рефлектируя при этом их ограниченность. «Что произойдет с людьми, которые остались на уровне такой идентификации? – пишет К. Обуховский. – Они навсегда останутся зави­симыми, незрелыми, неспособными управлять своим будущим… После овладения какой-то основ­ной, простой профессией их жизненный путь будет заключаться в осуществлении этой профессии или пребывании на обочине жизни» [8, с. 273]. На необязательность вектора развития, предпола­гающего трансцендирование, преодоление своих ограничений, указывают также В.И. Слободчи­ков и Г.А. Цукерман: «… Даже в рамках европейской (христианской) культуры саморазвитие, вос­ходящее к преодолению границ собственной единично-уникальной самости, не единственно воз­можный и даже не самый распространенный вектор развития личности» [10, с. 42].

Л.И. Божович отмечает характерную для юношеского возраста двуплановость и раздвоен­ность представлений о себе и мире: «… В старшем школьном возрасте лишь начинает формиро­ваться… теоретический, философский контекст его мироощущения, его “отрыв” от реального пла­на взаимоотношений с окружающим и переход в план “идеальной среды”. Самоопределение юно­ши и несет в себе черты этого становления» [2, с. 294]. Понимание двуплановости сознания моло­дых людей близко к идее «вертикали» самосознания (если за горизонталь принять плоскость не­посредственной социализации и освоение поведенческих стереотипов взрослости), а также к идее трансцендирования в мир идей, «моральный мир» (И. Кант). Возникновение этой потребности и ее острота, несомненно, связаны с переопределением себя относительно масштаба времени сущест­вования – изменением временной перспективы. Потребность в смысле жизни возникает в свя­зи с «открытием» конечности человеческого существования. Как пишет об этом И.С. Кон, «имен­но отказ от детской мечты о личном бессмертии и принятие неизбежности смерти заставляет че­ловека всерьез задуматься о смысле жизни… Бесконечная жизнь не имеет конкретной цены» [3, с. 62–63]. «…Следует отметить, – замечает Л.И. Божович, – что нет ни одного психолога, занимав­шегося этим возрастом, который не отмечал бы… стремления решать свою судьбу в “мировом” масштабе, …определить смысл своего существования» [2, с. 388]. К. Обуховский также акценти­рует возможность и важность перехода от фазы идентификации к фазе философствования, строи­тельству всеобщих («космических» – в терминологии К. Обуховского), хотя и туманных, концеп­ций мироздания. При этом возможна «мировая скорбь» по поводу несовершенства мира. По данным К. Обуховского, эта фаза типична для студентов первого и второго курсов. Рабочая молодежь и уча­щиеся технических училищ или быстро минуют эту фазу или вовсе ее не достигают, оставаясь в первой или переходя сразу в третью фазу достижения социальной зрелости.

В своем исследовании мы сосредоточились именно на этой фазе, обозначенной как рефлек­сивная фаза «собирания себя». Нас интересовали феномены «рефлексивного выхода» к обобще­ниям, в которых молодые люди отражали бы смысл своей жизни. Поскольку выражение общего смысла предполагает отличение его содержания от обыденной ткани событий, мы использовали технику эпистолярной метафоры.

В исследовании приняли участие учащиеся 9-х классов средних общеобразовательных школ Волгограда и студенты волгоградских вузов, обучающиеся на 3-м курсе психологических отделе­ний. Мы предложили девятиклассникам и студентам, принимавшим участие в нашем исследовании, написать метафорические истории в соответствии со следующей инструкцией: «Напишите исто­рию, читая которую незнакомые или знакомые, но плохо понимающие вас люди могли бы узнать о ваших главных переживаниях. Текст должен отвечать следующим требованиям:

  • персонажем должно быть «условно одушевленное существо»;
  • персонаж должен переживать события, которые вызывают изменения в его окружении и отношениях с ним, а также в его внутреннем мире;
  • содержание должно быть таким, чтобы современники могли понять происходящие собы­тия и переживания персонажа».

В комментарии к заданию мы объясняли, что под условно одушевленным персонажем мы по­нимаем какое-либо существо, которое не является человеком или животным, поскольку их поведе­ние нам знакомо. Поведение этого существа может быть загадочным, что потребует от читателя не­которых усилий для понимания происходящего. Именно такая неоднозначность позволит читателю «примерить на себя» происходящие с персонажем события и его переживания. Кроме этого, гаран­тируя конфиденциальность, мы предлагали взаимообмен текстами: читателями историй девятиклас­сников становились студенты-психологи и наоборот. По итогам проводился совместный семинар.

Далее приведены две истории, выбор которых определялся явными различиями по основа­нию «натурально-обыденное – рефлексивно-ценностное». В этом различении мы предполагали тот самый «отрыв абстрактных исканий от реального жизненного плана», о котором пишет Л.И. Бо­жович. Начнем с текста, в котором представлена вполне узнаваемая реальность жизни 15-летнего школьника. Мы сохранили особенности авторской лексики.

«В одной из школ Волгограда учились учебные пренадлежности (ручки, тетради и т.п.) и учился в этой школе Карандаш который воще не догонял историю. Он был очень неожиданно на­пуган когда в конце года ему поставили контрольную по историе. Но у него была девушка Шари­ковая Ручка, которая была отличницей. Она очень любила Карандаша, их чувства были взаимны. Она часто помогала Карандашу и всегда стояла на его стороне. Часто поддерживала его. Историю вела Большая Папка для Документов. Она часто ставила “2” и тут как на зло должна была состоятся стрелка между карандашами и линейками. Т.к. Карандаш был лидером своей группировки он дол­жен был там присутствовать, потому что он играл главную роль в этом проделе. Карандаш должен был развести линеек, чтобы они не торговали наркотиками. Поэтому он не подготовился к конт­рольной и оставил эти дела на потом. Произошла стычка. Карандаш отделался сломанной стеркой, которая у него была на голове, но сохранил свой грифель. С перебентованой головой он мучитель­но гатовил шпоры. А Шариковая Ручка диктовала ему в слух чтобы карандаш запомнил побольше. Но карандашу пришла идея отменить уроки. Он пошел в ее кабинет и по микрофону абьявил о за­ложенной бомбе и отмене уроков. Спомощью этого карандаш выкраил еще день и просто зазубрил весь материал наизусть и получил “4”!»

Ниже приведен текст студентки-третьекурсницы.

«Он был идеален со всех сторон и точек зрения. То есть абсолютно по всем параметрам. Внеш­ним параметрам. От глянцевой поверхности до именитого логотипа. Совершенная конструкция, иде­альный материал, безупречная текстура и стопроцентная функционально-техническая логичность в довершении идиллической картины. При подобном наборе качеств внутреннее содержание, само собой, никого не интересовало. А что же было внутри? Что же было внутри? Он сам неоднократно спрашивал себя об этом. Но вопросы эти оставались исключительно риторическими и никогда не получали ответа. Глянцевая, мерцающая в неоне и сияющая в ареоле отблесков солнечного света, оболочка существенно затрудняла и заранее сводила на нет процесс рефлексии за его вопиющей ненадобностью. Глянец отражался в глянце, и все возвращалось на круги своя. Но иначе и быть не могло. От него требовали сияющей полированной поверхности в окружении сияющего полирован­ного вакуума. Чуть более чем обычно ироничная усмешка, задумчивый взгляд, рефлексивное вы­сказывание – и аристократичные серебряные портсигары, пафосные телефоны с металлизирован­ными корпусами, полифункциональные пластиковые карты советовали ему знакомых психоанали­тиков или, по крайней мере, сочувственно протягивали тисненые визитки дорогих сервисных цент­ров, а нетерпеливые мужские пальцы сурово требовали адекватного, нормированного гарантий­ным талоном поведения. Он и сам от себя этого требовал. Не зная, чего требовать еще. Он мог су­ществовать только в комфортном безупречном вакууме. Он мог быть только сияющей полифункци­ональной оболочкой. Но эту комфортную, безупречную, функционально-соотнесенную жизнь по­рой омрачали мысли о том, что сотрется защитный слой металлического тиснения… и что дальше? Сервисные центры? Вторичная переработка? Неужели его ничего большее в этой жизни не ждет?»

Отметим, что тексты студенток, несомненно, в большей степени рефлексивно-ценностные, они качественно отличаются от текстов школьников подробностями описания как происходящих событий, так и сопровождающих их переживаний. В них, несомненно, представлена более зрелая позиция по отношению к содержанию и масштабам собственной жизни. В то же время содержание хронотопа, в котором происходят события жизни персонажа, существенно варьирует от узнаваемых «бытовых» интеракций, как правило, с другом, любимым человеком, человеком, претендующим на интимность, до обобщенных «космических» событий и переживаний в воображаемом мире, в ситу­ации некой вненаходимости по отношению к обыденности. Наиболее распространенный хронотоп, встретившийся при знакомстве с работами студенток, – это образ магазина, часто витрины, где пер­сонаж ожидает, что на него обратят внимание, решатся купить и тем самым переместить в другое жизненное пространство (около четверти текстов, написанных студентками-третьекурсницами, со­держат образы магазина и витрины, в текстах девушек-девятиклассниц их около 10%). Мы видим в этом несомненную гендерную специфичность текстов: в них представлена актуальная для девушек проблема удачного замужества. В границах этого контекста эксплицированы переживания, связан­ные с предполагаемой угрозой стать жертвой манипулирования, что представлено в описаниях об­ращения с персонажем, как с вещью. Вещные отношения явно противопоставляются ценности ав­тономии, когда персонаж пытается поступать самостоятельно и свободно.

Возвращаясь к представлениям о рефлексивной паузе и «собирании себя», можно отметить, что эта тема, действительно, актуальна для наших респондентов. Построение Я рассматривается как проблема преодоления «дурной» социальности, растворения в формально-атрибутивных и функцио­нальных воплощениях. Она остро поставлена в тексте об идеальном нечто, где безупречное функ­ционирование и соответствие внешним требованиям нивелируют представленность Я персонажа и возникает угроза растворения во внешних атрибутивных характеристиках.

Риски кризиса юношеского возраста

Кризис юношеского возраста в психологии – это нормальный период развития человека, но от того, как юноша или девушка из него выйдет, зависит их дальнейшая жизнь. Иногда кризис оказывается весьма рискованным явлением, причиной чего часто является отсутствие понимающих и здравомыслящих людей рядом, способных адекватно воспринимать происходящее с ребенком и помочь ему с этим справиться.

Одним из неприятных последствий кризиса юношеского возраста может быть неправильное профессиональнее самоопределение. Причины бывают разные: ошибка с выбором, настаивание со стороны родителей; поступление не куда хотелось, а куда взяли или куда пришел без реальной мотивации; поступление «за компанию». Независимо от причин, через 1-3 года обучения человек осознает, что он пошел не по той дороге, по которой ему хотелось. При этом есть два пути: бросить и начать все сначала, или продолжать учиться по специальности, которая не приносит морального удовлетворения. В первом случае зря теряется время и ресурсы на ненужное, как оказалось, обучение, во втором – человек всю жизнь ощущает себя не на своем месте и испытывает постоянный дискомфорт в профессиональной сфере.

Другой риск – возникновение девиаций. В результате постоянного стресса некоторые старшие подростки, по примеру старших родственников или сверстников, могут начать «снимать напряжение» посредством курения, употребления алкоголя и психоактивных веществ.

При проблемах с самооценкой и налаживанием контактов есть риск возникновения трудностей в адаптации к новым условиям: коллективу, преподавателям, формам аттестации и проверки знаний.

Кризис среднего возраста

Наиболее сильно и длительно кризис среднего возраста протекает у мужчин. По всей видимости, это связано с тем, что у женщин индивидуальные смыслы существования, их иерархия выстроена несколько иначе, чем у мужчин. Самореализация для них чаще всего связана с любовью, детьми, уютным домом. Мужчины же более ориентированы на дело, на интересную насыщенную жизнь, на достижение признанного другими успеха.

То смысловое поле, тот конгломерат мыслей, который и составляет ядро возрастного кризиса, конечно, разный для разных возрастов. Для зрелых мужчин – он один, для юношей — он другой.

Для 40-50-летних мужчин кризис среднего возраста, так или иначе, связан с размышлениями о жизни и о смерти. Человек понимает, что многое, что он хотел сделать, он так и не сделает. Он полагает, что пиковые моменты его жизни уже позади, ему кажется, что он вступает в период доживания, что он уже «возвращается с ярмарки». Дети повзрослели, живут своим умом, научились самостоятельно плавать в житейском море. На работе карьерный рост уже маловероятен, искать какую-то новую работу сложно, да и боязно: вдруг будет хуже, чем сейчас.

Дни кажутся пустыми, выходные мучительно долгими. Жена-ровесница постарела, стала меньше обращать на себя внимание, почти не проявляет заинтересованности в интимных отношениях.

И мужчина понемногу начинает «вползать» в возрастной кризис. Он становится раздражительным, не редко начинает чаще и больше принимать алкоголь, что стимулирует развитие алкоголизма. Начинает проявляться депрессия, как ком нарастает тревога, возникает гнетущая и постоянно возвращающаяся мысль: «наверное, я уже никогда не буду таким счастливым, как прежде». Почти всегда появляются проблемы со здоровьем: стенокардия, гипертония, гастрит и иные. Могут возникнуть страхи и даже панические атаки.

Мои советы родителям

Главное, чем могут помочь родители в кризисе юности – дать ребенку больше самостоятельности и ответственности. В этот период человек ждет от родителей понимания, поддержки, доверия и, главное, уважения. Ему идет на пользу прислушивание родителей к его мнению, обсуждение с ним ключевых семейных вопросов, доброжелательные высказывания в правильности выбранного им пути.

Стать ребенку другом в этот период не получится: приятелей он найдет в кругу сверстников. Роль родителя – наставническая, но без навязчивости, чрезмерной требовательности и упреков. Юноша ждет от родителей, что они будут страховать его на случай неудачи, но не станут вмешиваться в его дела без просьбы. К старшим старшеклассники и первокурсники относятся с уважением в том случае, если чувствуют то же самое по отношению к себе. В ином случае в период кризиса 17 лет можно окончательно испортить отношения со своим выросшим чадом.

Рекомендации родителям

В юности меняется отношение к взрослым (родителям). В это время воспитанник не против такого взаимодействия, но против формальностей (приказов, требований и т. д.). Цель общения – усвоение принципа и сути различных социальных взаимоотношений. Юноши ожидают от взрослого понимания, поддержки, помощи, доверия. И психологически могут ответить тем же. Эффективнее всего это можно устроить в условиях сотрудничества, общего дела, продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого.

Юным людям не нужны друзья в виде родителей, им нужна поддержка и помощь, гид по миру человеческих отношений, более опытный и старший товарищ. Друзей и любимых они найдут среди сверстников. Но родители могут рассказать о том, как сами любили и дружили, будучи юными.

Необходимо помочь сыну или дочери выразить его самость, но при этом сохранить уважение к обществу. Сохранение индивидуальности в рамках общества – один из самых сложных вопросов взросления. Человек должен обособиться от стереотипов, его образа в глазах других людей и решить, каким он видит себя, чего хочет именно он. Задача родителей – потворствовать положительным проявлениям индивидуальности:

  • Направляйте своего ребенка туда, к чему у него есть способности и интерес.
  • Позвольте ему быть собой, не старайтесь проиграть в нем заново свою жизнь.
  • Разрешите ему совершать ошибки и учиться на них.
  • Будьте рядом, чтобы поддержать и подстраховать при необходимости, но не давите, не лишайте самостоятельности и самого ценного, что есть у человека – личного опыта.

Самосознание — процесс становления в возрасте от 15 до 20 лет

Одним из зна­чи­мых пси­хо­ло­ги­че­ских про­цес­сов в период юно­ше­ства явля­ется фор­ми­ро­ва­ние устой­чи­вого образа “Я”, самосознания.

Пси­хо­ло­гов дол­гое время вол­но­вало, почему непо­сред­ственно в дан­ном воз­расте осу­ществ­ля­ется раз­ви­тие само­со­зна­ния. По ито­гам мно­го­чис­лен­ных изу­че­ний они сде­лали вывод, что дан­ному явле­нию пред­рас­по­ла­гают сле­ду­ю­щие обстоятельства.

  1. Интел­лект про­дол­жает свое раз­ви­тие. Воз­ник­но­ве­ние абстрактно-логи­че­ского мыш­ле­ния спо­соб­ствует про­яв­ле­нию острого жела­ния к тео­ре­ти­зи­ро­ва­нию и абстрак­ции. Моло­дые люди часами гово­рят и спо­рят на раз­лич­ные темы, по сути, не зная о них ничего. Они сильно увле­чены этим, так как абстракт­ная воз­мож­ность — явле­ние без огра­ни­че­ний, за исклю­че­нием логи­че­ских возможностей.
  2. На ран­нем этапе юно­ше­ства осу­ществ­ля­ется откры­тие внут­рен­него мира. Моло­дые люди погру­жа­ются в себя, насла­жда­ются соб­ствен­ными пере­жи­ва­ни­ями, меня­ется взгляд на мир, позна­ются новые чув­ства, звуки музыки, кра­сота при­роды, ощу­ще­ния соб­ствен­ного тела. Юно­ше­ский воз­раст чув­стви­те­лен к про­бле­мам внут­рен­ним, пси­хо­ло­ги­че­ским, потому в дан­ном воз­расте моло­дых людей инте­ре­сует не всего лишь собы­тий­ный момент про­из­ве­де­ния, внеш­ний, а в боль­шей сте­пени пси­хо­ло­ги­че­ский аспект.
  3. Образ вос­при­ни­ма­е­мого чело­века со вре­ме­нем изме­ня­ется. При­ня­тие его осу­ществ­ля­ется с пози­ции умствен­ных спо­соб­но­стей, воле­вых качеств, кру­го­зора, отно­ше­ния к труду и иным людям, эмо­ций. Укреп­ля­ется спо­соб­ность к точ­ному и убе­ди­тель­ному изло­же­нию мате­ри­ала, ана­ли­зи­ро­вать и объ­яс­нять чело­ве­че­ское поведение.
  4. Про­яв­ле­ние дра­ма­тич­ных пере­жи­ва­ний и тре­вож­но­сти в связи с откры­тием внут­рен­него мира. Одно­вре­менно с осо­зна­нием соб­ствен­ной непо­вто­ри­мо­сти, несхо­же­сти с дру­гими, уни­каль­но­сти воз­ни­кает чув­ство оди­но­че­ства или же страха оди­но­че­ства. “Я” моло­дых людей пока неустой­чиво, неопре­де­ленно, рас­плыв­чато, потому наблю­да­ется воз­ник­но­ве­ние ощу­ще­ния внут­рен­него бес­по­кой­ства и пустоты, от кото­рых, как и от чув­ства оди­но­че­ства, нужно изба­виться. Они вос­пол­няют эту пустоту бла­го­даря обще­нию, явля­ю­ще­муся изби­ра­тель­ным в дан­ном воз­расте. Однако, вопреки потреб­но­сти в обще­нии, оста­ется необ­хо­ди­мость в уеди­не­нии, больше того, она жиз­ненно необходима.
  5. Юно­сти харак­терно пре­уве­ли­че­ние соб­ствен­ной уни­каль­но­сти, однако это про­хо­дит, с воз­рас­том чело­век ста­но­вится более раз­ви­тым, нахо­дит больше раз­ли­чий меж сверст­ни­ками и собой. В свою оче­редь, это при­во­дит к обра­зо­ва­нию необ­хо­ди­мо­сти в пси­хо­ло­ги­че­ской интим­но­сти, поз­во­ля­ю­щей чело­веку рас­крыться, про­ник­нуть во внут­рен­ний мир дру­гих людей, бла­го­даря чему он при­хо­дит к осо­зна­нию соб­ствен­ной непо­хо­же­сти на дру­гих, пони­ма­нию един­ства с окру­жа­ю­щими людьми, осмыс­ле­нию соб­ствен­ного внут­рен­него мира.
  6. Воз­ни­кает ощу­ще­ние устой­чи­во­сти во вре­мени. Раз­ви­тие вре­мен­ных пер­спек­тив обу­слов­лено с умствен­ным раз­ви­тием и изме­не­нием жиз­нен­ной перспективы.

Из всех вре­мен­ных изме­ре­ний для ребенка важ­ней­шим явля­ется “сей­час” — у него нет чув­ства тече­ния вре­мени, все его зна­чи­мые пере­жи­ва­ния осу­ществ­ля­ются в насто­я­щем, про­шлое и буду­щее для него рас­плыв­чаты. Вос­при­я­тие вре­мени в под­рост­ко­вом воз­расте охва­ты­вает про­шлое и насто­я­щее, буду­щее вос­при­ни­ма­ется как про­дол­же­ние насто­я­щего. В период юно­сти вре­мен­ная пер­спек­тива рас­ши­ря­ется, как вглубь, вклю­чая про­шлое и буду­щее, так и вширь, охва­ты­вая соци­аль­ные и лич­ные пер­спек­тивы. Наи­бо­лее зна­чи­мым изме­ре­нием вре­мени для моло­дых людей ста­но­вится будущее.

Бла­го­даря дан­ным вре­мен­ным изме­не­ниям воз­рас­тает необ­хо­ди­мость в дости­же­нии целей, ори­ен­та­ция созна­ния на внеш­ний кон­троль сме­ня­ется внут­рен­ним само­кон­тро­лем. Воз­ни­кает осо­зна­ние необ­ра­ти­мо­сти, теку­че­сти вре­мени и соб­ствен­ного суще­ство­ва­ния. Мысль о неми­ну­е­мо­сти смерти у одних вызы­вает чув­ство ужаса и страха, у дру­гих стрем­ле­ние к повсе­днев­ным заня­тиям, дея­тель­но­сти. Суще­ствует мне­ние, что моло­дым людям лучше не думать о печаль­ных вещах. Однако, это оши­боч­ное мне­ние — именно осо­зна­ние неми­ну­е­мо­сти смерти под­тал­ки­вает чело­века серьезно заду­маться о смысле жизни.

Раз­ви­тие лич­но­сти вклю­чает в себя фор­ми­ро­ва­ние устой­чи­вого образа “Я” — все­об­щего пред­став­ле­ния о себе. Моло­дые люди начи­нают осо­зна­вать соб­ствен­ные каче­ства и сово­куп­ность само­оце­нок, раз­мыш­лять о том, кем они могут стать, каковы их пер­спек­тивы и воз­мож­но­сти, что сде­лали и смо­гут сде­лать в жизни.

Внеш­ность, и для деву­шек, и для юно­шей имеет важ­ное зна­че­ние — рост, состо­я­ние кожи — появ­ле­ние угрей, пры­щей вос­при­ни­ма­ется остро. Зна­чи­мой про­бле­мой явля­ется вес — зача­стую девушки, реже юноши, при­бе­гают к раз­ным дие­там, реши­тельно про­ти­во­по­ка­зан­ные в юно­сти, потому как нано­сят зна­чи­тель­ный вред фор­ми­ру­ю­ще­муся орга­низму. Активно зани­ма­ясь спор­том юноши нара­щи­вают мускулы, а девушки, стре­мясь обла­дать изящ­ной фигу­рой, “под­го­няют” ее под эта­лон кра­соты, кото­рый уси­ленно навя­зы­вают СМИ и реклама.

Свой­ства чело­века как инди­вида осо­зна­ются и фор­ми­ру­ются ранее лич­ност­ных, потому соот­но­ше­ние морально-пси­хо­ло­ги­че­ских ком­по­нен­тов “Я” и “телес­ных” раз­ли­ча­ется в юно­сти. Внеш­ность, стро­е­ние соб­ствен­ного тела моло­дые люди срав­ни­вают с осо­бен­но­стями раз­ви­тия сверст­ни­ков, пере­жи­вают по поводу соб­ствен­ной “непол­но­цен­но­сти”, обна­ру­жив у себя недо­статки. В боль­шин­стве слу­чаев, в юно­сти, эта­лон кра­соты нере­а­ли­сти­чен и завы­шен, потому дан­ные пере­жи­ва­ния зача­стую беспочвенны.

С воз­рас­том, оза­бо­чен­ность соб­ствен­ной внеш­но­стью исче­зает, чело­век при­об­ре­тает боль­шую уве­рен­ность в себе. Важ­ность при­об­ре­тают мораль­ные и воле­вые каче­ства, отно­ше­ния с окру­жа­ю­щими, умствен­ные способности.

В период юно­ше­ского воз­раста осу­ществ­ля­ются изме­не­ния во все­об­щем вос­при­я­тии образа “Я”, что нахо­дит свое отра­же­ние в сле­ду­ю­щих обстоятельствах.

  1. Со вре­ме­нем изме­ня­ются когни­тив­ная слож­ность, раз­де­ле­ние эле­мен­тов образа “Я”.
  2. Акти­ви­зи­ру­ется инте­граль­ная тен­ден­ци­оз­ность, кото­рой обу­слов­лены целост­ность образа “Я”, внут­рен­няя последовательность.
  3. Со вре­ме­нем изме­ня­ется устой­чи­вость образа “Я”. Опи­сы­вая себя, взрос­лые после­до­ва­тель­нее, чем дети, под­ростки, юноши.
  4. Осу­ществ­ля­ются изме­не­ния в отчет­ли­во­сти, кон­кре­ти­за­ции, сте­пени зна­чи­мо­сти образа «Я».

Основные фазы кризисного периода

  1. 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
  2. 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет. У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко. Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.
  3. 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.

Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться.

Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.

Вид кризиса: независимость

Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.

Кризис независимости – проявления

Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.

Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.

Советы: Родителям надо прислушиваться к «крику души» своего ребенка.

Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.

Вид кризиса: зависимость

Среди кризисов, которые переживают дети выявляется следующая тенденция. Если кризис 4 лет у детей, чаще всего, проявление независимости и стремление к самостоятельности, то у подростков намечается тенденция к зависимости.

Проявляется такой кризис чрезмерностью послушания, желанием быть «под крылышком» у старших. Подросток не имеет желания становиться взрослым, он страшится трудностей, не может принять самостоятельных решений, да и вообще боится самостоятельности.

Кризис зависимости – признаки

Такой кризис страшнее независимого. Тип поведения подростка предполагает, что ребенок станет инфантильным, развитие его станет медленнее.

Советы: Процесс кризиса находится в зависимости от поведения взрослых. Папы и мамы, бабушки и дедушки должны быть очень терпеливы.

Надо помнить, что ребенок интуитивно копирует поведение взрослых. И задача родителей – подать ребенку пример своим поведением.

Если родители чувствуют, что ребенок выбирает линию поведения «зависимость», они должны приложить все силы, отказывать своему чаду в покровительстве, чтобы приучить его к самостоятельной жизни.

Основа проблем подростков – притиворечия

Особенности преодоления

Далеко не всегда при возрастном кризисе нужно обращаться к психологу. Можно попробовать помочь себе самостоятельно. Для этого рекомендуется выполнить несколько действий:

  1. Не пытаться игнорировать ситуацию. Нужно собрать все силы и постараться преодолеть тяжелый момент.
  2. Больше общаться. Для этого необходимо уделять время друзьям, родственникам, находить новые знакомства. Положительные эмоции помогут быстрее справиться с кризисной ситуацией.
  3. Выстроить правильный режим дня. Нужно спать не меньше 8 часов в день, остальное время распределить на работу и отдых.
  4. Нормализовать питание. Есть по 5–6 раз в день небольшими порциями. Употреблять больше овощей, фруктов. Сократить количество употребляемых жиров.
  5. Отказаться от вредных привычек.
  6. Заниматься спортом. Утром рекомендуется делать зарядку, вечером выходить на прогулку.
  7. Уделять больше времени себе. Если есть возможность — попросить выделить отпуск на работе.
  8. Стараться отложить любые тяжелые дела, моменты принятия серьезных решений до восстановления психологического состояния, стабилизации ситуации.
  9. Не нужно сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек индивидуален. Желательно постараться найти преимущества в себе, думать о них как можно больше.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

  • скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;
  • головокружения, головные боли;
  • слабая концентрация, рассеянное внимание;
  • учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;
  • одышка;
  • обморочные состояния;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная возбудимость, расстройства сна.

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Кризис 1 года

Кризис возрастных рамок. Малыш уже многому научился, у него появилась масса возможностей. А вместе с возможностями, выросли и потребности.

Ребенок научился ходить, и территорий для исследований стало гораздо больше. Он считает себя вполне самостоятельным, чтобы решать куда именно ему идти. Но страх еще остался и мама совсем не помешает где-то рядом.

В среднем кризис 1 года происходит в возрасте от 9 месяцев до 18. Пугаться этого не стоит и делать преждевременные выводы о сложном характере ребенка не надо.

Тут главное умело вырулить, чтобы по окончанию кризиса малыш не растерял свои исследовательские навыки, а интерес изучать мир не пропал. В то же время, он должен четко уяснить, что родители умнее, они много знают и умеют. И слушаться их надо.

Признаки этого кризиса:

  • Завышенные требования внимания к своей персоне;
  • Излишнее упрямство;
  • Попытки ребенка делать то, что он раньше делал без проблем, по своему;
  • Повышенная обидчивость, агрессивность;
  • Ребенок может стать противоречивым и непоследовательным;

Совет! Важно набраться терпения, выработать стратегию. Мама всегда рядом, она поможет, но мама не курица-наседка. Дать ребенку максимально безопасно проявить свое «Я». Гиперопека явно не сыграет хорошую роль. Хорошо помогает давать право выбора вашему маленькому бунтарю. Предлагать на выбор его одежду, игрушки, еду. Ну и обязательно разные развивающие игры, они помогут ребенку справиться с эмоциональным напряжением.

Ссылка на основную публикацию
Похожее